Восстановление права на владение участком

Длительное время в нашей стране земельные наделы выделялись гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, и при этом зачастую  не проводились никакие учетно-регистрационные процедуры. Результатом этого стала парадоксальная ситуация, когда хозяин, много лет обрабатывавший участок, не является официально его собственником.

Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию,  упорядочить земельные отношения и получить объективную картину землевладения, было законодательно введено такое понятие, как приобретательная давность на земельный участок. Начальник юридического отдела Наталья Дергачева помогает разобраться в данной ситуации:

– Понятие приобретательной давности встречается во многих законодательных актах, наиболее важным из них является 234-ая статья Гражданского Кодекса РФ.

Согласно ей любое физическое и юридическое лицо, которое владеет каким-либо имуществом, не являясь при этом его законным владельцем, но охраняя и храня его как свое личное, по истечению некоторого срока времени (то есть приобретательной давности) имеет полное право зарегистрировать свое право собственности на данное имущество в официальном порядке. Для недвижимости срок подобного владения — не менее 15 лет, а для других видов имущества – не менее 5 лет. При определении приобретательной давности фактический владелец имущества может также учитывать и тот срок владения, который был у лица, относительно которого он является правопреемником.

Для того чтобы воспользоваться таким юридическим механизмом требуется  соблюдение некоторых условий.

Во-первых, фактический владелец должен на протяжении всего времени владения бесхозным или чужим имуществом относится к нему как к своему, то есть содержать его: добросовестно, открыто (без скрытия факта владения от других граждан) и непрерывно – земельный участок должен находиться во владении постоянно на всем указанном временном периоде. Законодательство не признает приобретательную давность в том случае, если пользование участком прерывалось. В то же время непрерывность учитывается при наследовании, если наследник продолжает владеть участком наследодателя.

 Во-вторых, имущество должно быть получено пусть не официально оформленным способом, но, как минимум, не незаконно. То есть, приобретательная давность не распространяется на вещи, фактический владелец которых заполучил их по подделке документов, применения насилия или прочими противоправными методами.

В-третьих, на данное имущество, как минимум, до наступления приобретательной давности не должно быть посягательств со стороны тех лиц, которые имеют полное право зарегистрировать на него свое право собственности.

И в-четвертых, полностью исключается возможность приобретения имущества по приобретательной давности, если его собственник предоставил его же фактическому владельцу по официальному договору (аренда, рента и т.п.). Только соблюдение всех указанных условий дает возможность обратиться в суд с иском о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности.

Также Наталья Дергачева отмечает, что если все условия соблюдены, для того, чтобы сделать владение земельным участком законным, нужно исковое заявление в суд. Чтобы заявление рассматривалось, нужно иметь документы, подтверждающие основания для владения наделом.

Это могут быть:

  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая отсутствие владельца;
  • архивные справки;
  • подтверждение родственных связей с наследодателем (если участок переходил в наследство);

Также придется приложить доказательные материалы, указывающие на факт правомерного использования надела. Сюда можно отнести показания свидетелей; квитанции об оплате коммунальных услуг по проведенным коммуникациям (если такие имеются); согласие собственника.

В случае положительного решения суда можно будет обратиться за регистрацией права собственности. Для этого потребуется перечень следующих документов.

  • Положительное решение суда, устанавливающее законность прав на приобретение земли.
  • Документ, подтверждающий личность заявителя.
  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости и другие сопутствующие документы на недвижимость.
  • Чек об оплате государственной пошлины в пользу государства

Для подачи документов на регистрацию следует обратиться в ближайший многофункциональный центр, срок проведения учетно-регистрационных процедур составляет не более 7 рабочих дней. После оформления этих документов недвижимость перейдет в полное, законное владение, и граждане смогут им распоряжаться по своему усмотрению, в  том числе – продавать, дарить и завещать.

Восстановление нарушенного права на землю в 2019 году: основания и порядок, последствия восстановления прав на земельный участок, возмещение убытков | Земельный эксперт

9986

Содержание статьи:

Основания восстановления нарушенного права на землю

Периодически возникают такие обстоятельства, при которых у граждан изымаются в принудительном порядке земельные участки. Иногда такое отчуждение нарушает права собственника и, соответственно, гражданин может потребовать их восстановления. Законодатель в ст. 60 ЗК РФ обозначил ситуации, при которых права на территорию могут быть возвращены гражданину.

Восстановление права собственности на земельный участок может быть произведено только через суд и предусмотрено в следующих случаях:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

  1. Когда правонарушение уже имело место и права гражданина либо организации были серьезно ущемлены.
  2. Если действие противоправного характера уже протекает какое-то время и в будущем может послужить причиной нарушения законных интересов граждан или компаний.

Нарушенное право подлежит восстановлению в следующих ситуациях:

  • признание вынесенного решения исполнительного органа недействительным в судебном порядке. Например, принудительное изъятие земли, якобы для государственных нужд;
  • в случае самовольного захвата территории и дальнейшей ее эксплуатации.

Перечень оснований, при которых права собственников и пользователей земли могут быть восстановлены не является ограниченным.

Порядок восстановления нарушенных прав на землю

В том случае, если существуют основания утверждать, что права владельца надела ущемлены и нуждаются в восстановлении, он может самостоятельно подготовить необходимые документы и обратиться в суд.

Восстановление нарушенного права на земельный участок осуществляется в утвержденном законом порядке:

  1. Собственник собирает доказательства, подтверждающие факт нарушения его прав, составляет исковое заявление, оплачивает госпошлину за подачу искового заявления.
  2. Собственник подает исковое заявление в суд.
  3. Дело рассматривается в суде.
  4. В случае положительного решения по делу, гражданин вправе зарегистрировать право на землю в Росреестре (при необходимости).

Исковой давности по таким вопросам не предусмотрено, поэтому гражданин имеет право подать иск в любое время после обнаружения нарушений своих прав. Оптимальным вариантом является обращение в суд сразу же после того, как о данном факте стало известно.

Что касается сроков, то на регистрацию прав собственности уходит порядка одного месяца, а само судебное разбирательство может длиться от нескольких недель, до нескольких лет.

Список документов

Документы, необходимые для восстановления прав на землю, могут быть условно поделены на две группы. К первой группе относятся те бумаги, которые необходимы для составления искового заявления:

  • паспорт гражданина или документы юридического лица;
  • правоустанавливающие бумаги на участок;
  • техническая документация на землю: кадастровый паспорт, выписка БТИ о сооружениях на территории.

Во вторую группу включаются документы, которые могут послужить доказательствами нарушения прав собственника:

  • заключения экспертов о состоянии надела, указание способов его обработки;
  • выписка из администрации о правомерности использования – эксплуатировал ли гражданин ее строго по целевому назначению;
  • свидетельские показания;
  • законодательные акты, постановления, распоряжения федеральных ведомств и городской управы;
  • квитанции об уплате налогов и коммунальных платежей.

Последствия восстановления нарушенных прав на землю

Результатом возврата прав на землю является не только возможность вновь распоряжаться земельным массивом по своему усмотрению, передавать его в аренду или залог, продавать, менять, оформлять в виде наследства, но и возобновление законных обязанностей, которые накладывает на гражданина владение территорией.

К числу обязанностей можно отнести следующие действия собственника (пользователя, владельца):

  • оплата текущих коммунальных платежей и налоговых сборов;
  • агротехнический уход за участком;
  • организация охраны территории;
  • контроль загрязнений;
  • эксплуатация строго по целевому назначению;
  • обеспечение сохранности всех геодезических и межевых меток.

Если нарушение прав на землю повлекло за собой материальный или моральный ущерб, гражданин вправе потребовать денежную компенсацию также в судебном порядке.

Пресечение действий, нарушающих права граждан на землю

В том случае, когда имеются обстоятельства, способные вызвать нарушение прав собственника, законодательством предусмотрены меры по предупреждению их возникновения.

Пресечение нарушений прав на земельный участок может выражаться в виде юридических процедур следующего характера:

  • законодательные акты исполнительных ведомств, муниципалитета признаются недействительными в суде;
  • официальные акты признаются не соответствующими нормам закона, и их исполнение приостанавливается до вынесения окончательного решения;
  • приостанавливаются работы, ведущиеся на территории, в отношении которой были выявлены нарушения;
  • восстанавливается то положение вещей, которое имело место до нарушения прав.

Все убытки, нанесенные гражданину незаконными нормативными актами и действиями должны быть возмещены в полном объеме. Если в нарушении прав собственника земли виновно третье лицо, суд может обязать его восстановить надел.

Пример по восстановлению нарушенных прав на землю

Валентин Еременко получил свой участок в порядке безвозмездного пользования и почти год приводил его в порядок после затопления – культивировал почву, завозил удобрения.

Еще два года, мужчина подготавливал землю для посадки первых растений и деревьев. В этот момент местная администрация направила Еременко уведомление о прекращении его прав на площадь, поскольку он не использовал ее по целевому назначению в течение трех лет.

Через некоторое время земля была передана соседу Еременко.

В свою очередь, Валентин обратился к опытному юристу, который ему пояснил, что срок в три года устанавливается только в том случае, когда участок находится в пригодном для эксплуатации состоянии. Если требуется время на восстановление площади, то этот период не входит в общий срок, отведенный для организации деятельности.

После консультации с юристом, Еременко подал иск в суд с требованием восстановить права не землю и вернуть ему участок. Через месяц полномочия Валентина были восстановлены и он принялся за организацию ЛПХ.

Заключение

В итоге можно сформулировать ряд выводов:

  1. В случае ущемления прав владельца надела, законодательством предусмотрены различные варианты их восстановления.
  2. Существует четыре основных способа – признание недействительным нормативного акта, приостановление такового, приостановление деятельности на участке, нарушающей права собственника и восстановление положения, которое было до нарушения прав.
  3. Порядок восстановления прав оговорен и регламентирован земельным законодательством.
  4. В результате восстановления полномочий гражданин не только получает все свои права назад, но и может потребовать компенсацию за причиненный ущерб.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по восстановлению нарушенных прав на землю

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Алевтина Павловна. Несколько лет назад я купила земельный участок и хотела разбить там огород. Пока я копила на это деньги, пришло уведомление из администрации о том, что участок будет изъят у меня в принудительном порядке, для организации там детского оздоровительного комплекса.

Читайте также:  Пользование кредитной банковской картой

Разумеется, я расстроилась, но пререкаться не стала, потому что рассчитывала на получение другого участка или компенсации. Прошло почти полгода, а я все еще жду возмещения. В свою очередь, на моем земельном участке сейчас строится совсем не детское заведение, а гостиничный комплекс.

Подскажите, что мне предпринять в такой ситуации и могу ли я получить компенсацию или другой участок?

Ответ: Уважаемая Алевтина Павловна. На основании приведенных вами фактов, можно сделать только один вывод – ваши права, как владельца земельного надела существенно нарушены.

Во-первых, для нужд муниципалитета или государства земли у собственников выкупаются по рыночной стоимости и средства выплачиваются сразу же после оформления сделки. В вашем случае этого не произошло.

Во-вторых, собственник должен быть официально уведомлен, с предоставлением постановления о том, что данный надел действительно необходим муниципалитету. Вы таких бумаг не получали, а на территории возводится совсем иное здание, нежели то, которое было заявлено.

И, в-третьих, согласно, ст. 60 ЗК РФ, вы можете составить исковое заявление и подать его в суд для того, чтобы оспорить незаконное изъятие земли. Более того, вы вправе потребовать возмещение морального и материального вреда.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на участок земли, и пресечение подобных действий

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земельные споры » Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на участок земли, и пресечение подобных действий

  • Законом предусматриваются способы пресечения действий, которые нарушают право собственности на землю.
  • Содержание
  • Под таким понятием как защита прав на земельный участок подразумевается восстановление нарушенного права собственности при помощи специальных, установленных на законодательном уровне, способов защиты права.
  • На законодательном уровне установлены способы защиты прав на землю, в которых нарушенное право на участок подлежит обязательному восстановлению. Согласно требованиям Земельного кодекса России к подобным случаям относятся:
  • Если участок был занят в самовольном порядке. Под подобным самовольным занятием подразумевается завладение участком земли на не основанном на законодательном уровне основании. Следовательно, подобное завладение проводится с нарушением установленных правил и требований земельного законодательства. Подобное владение объектом недвижимости осуществляется без государственной регистрации данного права, и, соответственно, без получения документа, подтверждающего право на собственность или временное владение.

Как правило, самовольное занятие не принадлежащего участка земли имеет место быть при установке торговых павильонов, строительстве разнообразных канализационных сетей, жилых домов, а также проведении разработки месторождений разнообразных полезных ископаемых.

  • Второй случай, при котором нарушенное право на земельный участок требует восстановления, это если на нем располагается конкретный объект недвижимости. Зачастую речь идет о демонтаже здания, сооружения или любого другого объекта недвижимости. Если рассматривать данную недвижимость в сфере гражданско-правовых отношений, снос осуществляется в качестве самовольной постройки.

В данной ситуации на законодательном уровне устанавливается определенный порядок проведения проверки на выявление факта самовольной постройки. Кроме того, федеральное законодательство выделяет определенный круг государственных и региональных органов власти, которые имеют право на проведение подобной проверки и принятия последующих мер при выявлении нарушений.

Процедура признания судом недействительного акта исполнительного органа власти или акта органа местного самоуправления, в результате которого произошло нарушение прав на участок

На законодательном уровне определен способ, при помощи которого осуществляется защита нарушенных прав. В качестве такого способа существует признание в ходе судебного заседания незаконным акта исполнительной власти или органа местного самоуправления, который повлек за собой нарушение ранее существовавшего права на данный участок земли.

Чаще всего физические и юридические лица обращаются в суд, чтобы провести обжалование акта индивидуального характера и получить восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок.

В отдельных случаях, установленных федеральным законодательством, происходит указание на конкретные акты. К примеру, в ходе судебного заседания, физическим или юридическим лицом могут быть обжалованы:

  • решение, содержащее в себе требование об отказе в предоставлении участка земли для проведения строительства;
  • решение, в котором содержится требование о предварительном согласовании места будущего расположения объекта недвижимости или об отказе в подобном размещении;
  • разрешение о необходимости провести изъятие участка в связи с его ненадлежащим использованием;
  • решение об установлении ограничения прав на участок.

Способы, при помощи которых происходит пресечение действий, нарушающих права на участок

При рассмотрении способов защиты прав на недвижимое имущество следует обратить внимание на гражданское законодательство. Защита прав на землю или освобождение от условий, создающих угрозу для их нарушения, осуществляется способами, урегулированными на уровне Гражданского кодекса России.

В частности, защита нарушенных прав осуществляется при помощи виндикационного и негаторного исков. С любым таким иском имеет право обратиться как физическое и юридическое лицо, так и публичное лицо, если был осуществлен самозахват участка земли.

Виндикационный иск. Под данным иском подразумевается иск, направленный на истребование своего имущества их чужого незаконного владения. Он заключается в возврате владения участком земли в связи с фактической утратой своего права на владение, а, следовательно, и распоряжения объектом недвижимости.

В качестве цели виндикационного иска выделяют прекращение незаконного владения конкретным участком земли, а также восстановление нарушенного права.

В результате рассмотрения виндикационного иска спорное имущество изымается из пользования ответчика и возвращается истцу.

Данный иск не предполагает никаких сомнений, так как в суде не может возникнуть вопросов по поводу месторасположения границ участка, если они определены в межевом плане.

Иски по ранее учтенным участкам. Часть такого участка захватить можно, так как точно известно его ориентировочное местоположение относительно различных объектов недвижимости, общественных дорог.

При этом возврат подобного владения практически невозможен в техническом плане.

По крайней мере до тех пор, пока кадастровый инженер не определит точное положение границ участка по обращению непосредственного собственника земли или суда.

Как правило, суды отказывают истцам в установлении точных границ участка, в особенности, если на спорной территории отсутствуют какие-либо здания и сооружения.

Негаторный иск. Представляет собой иск об устранении препятствий, которые никак не связаны с лишением владения участком. Данный иск подразумевает защиту права на пользование и распоряжение участком.

Негаторный иск, равно как и виндикационный, осуществляет защиту индивидуально-вещных прав.

Как правило, к подобным искам прибегают собственники двух смежных участков земли, когда требуется осуществить перенос забора или любого другого объекта недвижимости.

На законодательном уровне предусматриваются способы пресечения действий, которые нарушают право собственности граждан и организаций на землю.

Одним из способов пресечения подобных действий является приостановление хозяйственных и прочих работ.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда в рамках своей деятельности, организация оставляет на границах муниципального образования строительные и химические отходы. Большое количество данных отходов причиняет вред не только самому муниципальному образованию, но и каждому проживающему в нем гражданину.

В подобной ситуации по иску прокурора организация может быть обязана прекратить свою деятельность, в результате чего происходит пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу для его пресечения.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, сотрудниками Комитета, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем: при личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитете, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме в Комитет, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), Сайта Комитета по адресу: www.commim.spb.ru, федерального Портала, Портала.

При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ).

Читайте также:  Неявка в суд свидетеля

При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете. Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалобы на решения, принятые руководством Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо сотрудника Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях Комитета, должностного лица Комитета либо сотрудника Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры Санкт‑Петербурга. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями, в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством. Место нахождения Правительства Санкт‑Петербурга, в котором осуществляется прием заявителей, телефоны для связи и адреса электронной почты: Смольный, Санкт‑Петербург, 191060, (812) 576‑74‑33, факс: (812) 576‑78‑27, e‑mail: gov@gov.spb.ru; www.gov.spb.ru.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале. Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.02.2017 N 32-КГ16-29

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 февраля 2017 г. N 32-КГ16-29

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Марьина А.Н. и Киселева А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Штурбабина И.П. к Паничкину П.А.

, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Саратовского филиала, кадастровому инженеру Масловой О.А.

о признании недействительными межевого плана, проекта межевания границ, признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, понуждении к снятию земельных участков с государственного кадастрового учета, признании зарегистрированного права отсутствующим,

по кассационной жалобе Штурбабина И.П. на решение Калининского районного суда Саратовской области от 15 марта 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 мая 2016 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Киселева А.П., объяснения представителя Штурбабина И.П. — Горячева А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» — Гусовой И.Е., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Штурбабин И.П. обратился в суд с иском к Паничкину П.А., ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Саратовского филиала, кадастровому инженеру Масловой О.А.

о признании недействительными результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами , и , признании незаконной постановки земельных участков на государственный кадастровый учет и снятии их с учета, признании права собственности Паничкина П.А. на эти земельные участки отсутствующим.

В обоснование заявленных требований Штурбабин И.П. указал, что с 1995 года является собственником земельного участка площадью кв. м с кадастровым номером , расположенного к юго-востоку в 2000 м от пр. области. 10 февраля 1993 г.

был поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью +/- кв. м с кадастровым номером . 31 декабря 2014 г. и 12 января 2015 г. кадастровым инженером Масловой О.А.

по заказу ответчика были составлены проект межевания и межевой план, на основании которых был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью кв. м +/- кв. м с кадастровым номером и земельного участка площадью кв. м +/- кв.

м с присвоением ему кадастрового номера . Названные земельные участки, находящиеся в собственности ответчика, налагаются на принадлежащий истцу земельный участок.

Решением Калининского районного суда Саратовской области от 15 марта 2016 г. исковые требования Штурбабина И.П. удовлетворены частично: признаны недействительными результаты межевания, содержащиеся в межевом плане в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , и . В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 мая 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Штурбабина И.П. ставится вопрос об отмене решения Калининского районного суда Саратовской области от 15 марта 2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 мая 2016 г. в части отказа в иске, как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Романовского С.В. от 17 января 2017 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

  • Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
  • Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
  • Такие нарушения были допущены судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела.
Читайте также:  Переоформление страховки на автомобиль

Судом установлено, что 15 марта 1995 г. Штурбабину И.П. на основании постановления администрации Самойловского района Саратовской области от 14 апреля 1996 г.

N 86 выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью га, расположенный по адресу: область, район, крестьянское хозяйство Штурбабина И.П.

, расположенное к юго-востоку в 2000 м от пр. (т. 1, л.д. 18 — 19).

18 июля 2005 г. земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера и с указанием площади кв. м (т. 1, л.д. 68 — 69).

Право собственности Штурбабина И.П. на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) 18 июля 2014 г. (т. 1, л.д. 16 — 17).

19 мая 2006 г. на государственный кадастровый учет был поставлен расположенный в Самойловском районе Саратовской области земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью кв. м, находящийся в общей долевой собственности СПК «Маяк», с присвоением ему кадастрового номера (т. 1, л.д. 134).

В связи с выделом из данного земельного участка 6/372 земельных долей, принадлежавших Паничкину П.А., по его заказу были изготовлены проект межевания от 31 декабря 2014 г. и межевой план от 12 января 2015 г. двух земельных участков общей площадью 102 га (т. 1, л.д. 101 — 131).

12 февраля 2015 г. на основании межевого плана на государственный кадастровый учет были поставлены земельный участок площадью кв. м +/- кв. м с присвоением ему кадастрового номера и земельный участок площадью кв. м +/- кв. м с присвоением ему кадастрового номера (т. 1, л.д. 80 — 88).

2 марта 2015 г. в ЕГРП зарегистрировано право собственности Паничкина П.А. на указанные земельные участки (т. 1, л.д. 14 — 15, 92 — 92).

20 июля 2015 г. между Иволжатовой Е.И., как продавцом, и Паничкиным П.А., как покупателем, заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью кв. м, поставленного на государственный кадастровый учет 10 февраля 1993 г. (т. 5, л.д. 17, 51 — 53).

31 июля 2015 г. право собственности Паничкина П.А. на этот земельный участок зарегистрировано в ЕГРП (т. 4, л.д. 208).

Для возможности определения границ земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Штурбабину И.П.

, наличия наложения данного земельного участка и земельных участков с кадастровыми номерами и , а также для определения возможных нарушений специальных правил в области землеустройства при межевании земельных участков с кадастровыми номерами и , по делу назначена землеустроительная экспертиза.

Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы от 29 января 2016 г., установленные экспертным исследованием границы земельного участка с кадастровым номером площадью кв. м, принадлежащего на праве собственности Штурбабину И.П.

, исходя из данных, указанных в правоустанавливающих документах, имеет криволинейную конфигурацию и проходит по указанным в экспертном заключении характерным точкам, имеющим соответствующие координаты в системе координат, площадь земельного участка — кв. м (т.

4, л.д. 176).

Экспертным исследованием установлены области (участки) наложения (пересечения) границ земельного участка с кадастровым номером (принадлежащего Штурбабину И.П.) с кадастровыми границами земельных участков с кадастровыми номерами , , (принадлежащих Паничкину П.А.), и две области (участка) наложения (пересечения) на территорию Волгоградской области (т. 4, л.д. 177 — 181).

При межевании земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером допущено нарушение специальных правил в области землеустройства, а именно Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, заключающееся в невыявлении на стадии подготовительных работ в месте формирования земельных участков, которым впоследствии присвоены кадастровые номера , , ранее сформированного объекта землеустройства, земельного участка с кадастровым номером площадью кв. м, принадлежащего Штурбабину И.П. (т. 4, л.д. 181).

Удовлетворяя исковые требования Штурбабина И.П. о признании недействительными результатов межевания принадлежащих Паничкину П.А.

земельных участков, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при образовании этих земельных участков не было учтено наличие ранее сформированного и находящегося в собственности истца земельного участка с кадастровым номером .

При этом суды согласились с выводами судебной землеустроительной экспертизы, согласно которым земельные участки ответчика налагаются на земельный участок истца (имеются пересечения границ).

Отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований Штурбабина И.П., суды сослались на то, что оснований, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 г.

N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), для признания незаконной постановки земельных участков ответчика на кадастровый учет и снятии их с государственного кадастрового учета, не имеется.

Суды также указали, что поскольку истец не является стороной по сделке купли-продажи спорных земельных участков, то он не вправе предъявлять требования о признании отсутствующим права собственности на эти участки.

С указанными выводами судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» (далее — постановление Пленума о судебном решении) разъяснено, что решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума о судебном решении).

Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право (пункт 11 постановления).

Пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены принципы гражданского законодательства, одним из которых, в частности, является обеспечение восстановления нарушенных прав.

Обращение Штурбабина И.П. в суд с иском было вызвано необходимостью восстановления права владения принадлежащим ему на праве собственности земельным участком.

Суд с учетом выявленных нарушений при межевании принадлежащих Паничкину П.А. земельных участков, поставленных на кадастровый учет, установив наложение их границ на принадлежащий Штурбабину И.П. земельный участок с кадастровым номером , пришел к выводу о нарушении права истца и необходимости защиты нарушенного права собственности путем признания результатов межевания недействительными.

Однако признание результатов межевания недействительными само по себе не влечет восстановление нарушенных прав и законных интересов истца, что оставлено судом без внимания и оценки, у Паничкина П.А. сохраняется право собственности на указанные выше земельные участки с координатами границ, указанными в государственном кадастре недвижимости.

Таким образом, в нарушение приведенных выше требований процессуального закона суд, признав незаконными результаты межевания земельных участков, не разрешил спор по существу и не определил надлежащий способ восстановления нарушенного права собственности истца.

Кроме того, согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г.

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, ссылка судов первой и апелляционной инстанций на то, что истец не является стороной договора купли-продажи спорных земельных участков, сама по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных им требований о признании права собственности ответчика на эти земельные участки отсутствующим.

Допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.

Поскольку повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 1 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»), а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 мая 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

——————————————————————

Adblock
detector