Жалобы

Государственная служба в таможенных органах: понятие, принципы и особенности

Понятие «таможенная служба», как и многие другие правовые категории, можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

В широком смысле слова под таможенной службой следует понимать совокупность таможенных органов и учреждений системы таможенных органов, правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов.

Таможенная служба в узком смысле – это вид профессиональной деятельности по обеспечению полномочий таможен­ных органов.

Именно на понимании таможенной службы как вида профессиональной деятельности основано сформулированное в ст. 1 федерального закона РФ 21 июля 1997 г.

№114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» определение службы в таможенных органах – служба в таможенных органах (таможенная служба) является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное, компетентное исполнение соответствующих полномочий лицами, находящимися на государственных должностях в таможенных органах.

Государственной службой в таможенной сфере является также служебная деятельность в организациях и на предприятиях, подведомственных ФТС (учреждениях системы таможенных органов), только теми должностными лицами, которым в установленном федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах» порядке присвоены специальные звания либо в соответствии с федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» присвоены классные чины.

В то же время не всякая профессиональная деятельность в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов является государственной таможенной службой.

В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусмотрены соответствующие должности работников таможенных органов, чья профессиональная деятельность не связана с реализацией функций, прав и обязанностей таможен­ных органов.

Перечень таких должностей опреде­ляется Руководителем ФТС России, а работа в тамо­женных органах на таких должностях не является государственной таможенной службой.

Государственная таможенная служба основана на нормах Таможенного кодекса РФ, федерального зако­на «О службе в таможенных органах» и федерального закона «О государственной гражданской службе Рос­сийской Федерации» и построена в соответствии с об­щими принципами организации государственной служ­бы в Российской Федерации, закрепленными в Кон­ституции РФ и федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Россий­ской Федерации» (в редакции от 11 ноября 2003 г.).

Государственная таможенная служба должна строиться в соответствии с общими принципами го­сударственной службы в Российской Федерации. Сформулируем эти принципы применительно к го­сударственной таможенной службе.

При осуществлении государственной таможенной службы должен повсеместно применяться принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми иными нормативно-правовыми актами, должно­стными инструкциями и т. п. Нарушение этого прин­ципа влечет привлечение виновных в этом должност­ных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.

  • Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что при осуществлении своих полномочий государственные таможенные служащие обязаны признавать, соблюдать и защи­щать права и свободы человека и гражданина.
  • В соответствии с принципом единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъек­тами государственная таможенная служба относится к федеральной государственной службе и находится в исключительном ведении Российской Федерации.
  • Из принципа единства системы государственной власти вытекает принцип единства основных требо­ваний, предъявляемых к государственной службе, в соответствии с которым строится вся система госу­дарственной службы в Российской Федерации, в том числе и государственная таможенная служба.
  • Государственная служба в таможенных органах: понятие, принципы и особенности
  • Та­кое единство в таможенной службе обеспечивается единством системы таможенных органов и учреж­дений системы таможенных органов, единством за­дач и функций в данной системе.

В соответствии с принципом равного доступа граж­дан к государственной службевсе граждане Россий­ской Федерации без какой-либо дискриминации в соответствии со своими способностями и профессио­нальной подготовкой имеют право на замещение дол­жности в таможенных органах и учреждениях систе­мы таможенных органов. Требования к кандидату на должность обусловливаются исключительно харак­тером должностных обязанностей.

Принцип профессионализма и компетентностигосударственных служащих является одной из гарантий правильной организации и нормального функционирования государственной таможенной службы. Учитывая сложный, многофункциональный характер таможенного дела, важно подчеркнуть необходимость наличия как общей, так и специальной подготовки таможенных служащих.

Принцип обязательности для государственных служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц, принятых ими в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, распространяется и на государственную тамо­женную службу.

В соответствии с принципом гласности в осуществлении государственной службы в Таможенном кодексе РФ предусмотрен институт информирова­ния и консультирования по таможенным вопросам. Нормами гл.

4 ТМК РФ закреплена обязанность тамо­женных органов предоставлять информацию о при­нимаемых решениях, действиях или причинах бездействия таможенных органов и их должностных лиц, а также о положениях действующего таможен­ного законодательства.

Принцип ответственности государственных тамо­женных служащихза подготавливаемые и принимае­мые решения, за неисполнение или ненадлежащее ис­полнение своих должностных обязанностей занимает особое место в системе государственной таможенной службы.

Взаимоотношения между государственны­ми таможенными служащими и политическими парти­ями и религиозными объединениями определяются кон­ституционными принципами свободы убеждений, сво­боды совести и вероисповедания (принцип внепартийности государственной службы).

Лица, находящиеся на таможенной службе, пользуются свободой исповедо­вать любую религию или не исповедовать никакой, сво­бодой принадлежности к любым политическим парти­ям и объединениям, а также правом выдвигать свою кандидатуру на выборы от любой политической партии.

В то же время в соответствии с рассматриваемыми прин­ципами государственной службы не допускается созда­ние в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов каких-либо партий, движений и объединений, преследующих политические цели.

В соответствии с принципом социальной защи­щенности государственных служащих государство гарантирует государственным таможенным служа­щим стабильное денежное содержание, оплачивае­мые отпуска, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и прочие гарантии.

Принцип стабильности государственной службы состоит в том, что положение государственного та­моженного служащего не должно зависеть от поли­тической конъюнктуры в стране, от конкретной лич­ности политического руководителя и от каких-либо необоснованных организационных импровизаций вышестоящих должностных лиц.

Государственная служба в таможенных органах: понятие, принципы и особенности

Система и структура ???? Таможенных органов РA — Право и юриспруденция

1. Роль таможенной службы 2. Полномочия таможенных органов 3. Таможенная деятельность 4. Структура

Таможенная служба (ТС) входит в систему органов исполнительной власти Российской федерации. Она подчиняется одновременно Правительству РФ и Министерству финансов РФ.

Территориальным подразделением высшего уровня является Региональное таможенное управление, объединяющее таможни, которые, в свою очередь, объединяют таможенные посты.

Особняком стоят учреждения по обеспечению деятельности ТС: информационно-вычислительные центры, научно-исследовательские подразделения, учебные заведения, зарубежные представительства и т.д.

Роль таможенной службы 

Государственная служба в таможенных органах: понятие, принципы и особенности

Существует целый ряд законодательных актов, регулирующих деятельность Федеральной таможенной службы (ФТС). Это говорит о чрезвычайной сложности ее устройства и многозадачности. После появления на экономической карте мира такой организации, как Таможенный союз, функционал ФТС соответствующим образом изменился. Сегодня ей приходится руководствоваться не только национальным законодательством, но и международными соглашениями в таможенной сфере.

Задачи ФТС определены Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), который подменил собой национальные кодифицированные документы стран-участниц.

Согласно этому международному акту, ФТС выполняет задачи по:

  • Реализации экономической политики ТС;
  • Обеспечению исполнения российских законов и межгосударственных соглашений во внешнеэкономической отрасли;
  • Контролю за перемещением через ТГ РФ предметов и услуг;
  • Взиманию таможенного сбора и других платежей, контролю за их полнотой и сроками оплаты;
  • Тарифному регулированию;
  • Предотвращению перемещения товаров и предметов, запрещенных к такому перемещению через таможенную границу (ТГ) РФ;
  • Содействию быстрым и бесперебойным внешнеэкономическим поставкам;
  • Обеспечению национальной безопасности РФ и прочих стран-участников ТС в пределах своей компетенции;
  • Борьбе с нарушениями таможенного законодательства;
  • Защите прав интеллектуальной собственности;
  • Сбору статистических данных;
  • Контролю за валютными операциями;
  • Оптимизации экспорта;
  • Предоставлению официальной информации и оказанию консультационных услуг в своей профессиональной сфере;
  • Реализации международных обязательств РФ в таможенной сфере;
  • Научным изысканиям в области таможенного дела.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

По признаку значения конкретных функций они могут быть главными и обеспечивающими. Главные функции реализуются в отношении субъектов внешнеэкономической деятельности: физических и юридических лиц, перемещающих предметы и услуги через ТГ РФ. Это фискальная функция, таможенный контроль и реализация внешнеэкономической политики.

К обеспечивающим функциям принадлежат процедурные мероприятия кадрового, планового, финансового, технического и организационного содержания. 

Полномочия таможенных органов

В целях выполнения своих задач, ФТС наделяется соответствующими правами и обязанностями. При этом трудно отделить должностные права от служебных обязанностей, ввиду чего в науке принято объединять их в одно понятие – полномочия.

К полномочиям ФТС относятся:

  • Истребование документов, которыми должно сопровождаться перемещение товаров и услуг через ТГ;
  • Проверка удостоверений личности участников таможенных операций;
  • Проверка документов, подтверждающих полномочия на перемещение предметов через ТГ;
  • Проведение оперативно-розыскных мероприятий с целью предотвращения и раскрытия правонарушений в таможенной сфере;
  • Следствие и дознание;
  • Привлечение нарушителей таможенного режима к административной ответственности;
  • Возмездное изъятие средств связи и транспорта каких-либо организаций в целях пресечения правонарушений;
  • Задержание и доставка нарушителей таможенного режима;
  • Документирование, фото- и видеосъемка событий, связанных с перемещением предметов через ТГ;
  • Обращаться в судебные инстанции в целях защиты интересов государства.
Читайте также:  Как восстановить договор купли продажи авто в 2023 году - для налоговой продавцу, в ГИБДД, МРЭО, автосалоне

Все звенья системы таможенных органов решают одни задачи, каждое на своем уровне и по своему участку ответственности.

В пределах своих полномочий, таможенные органы занимаются деятельностью:

  • Правоустанавливающей, направленной на издание нормативных актов;
  • Правоприменительной, которая заключается в практической реализации правовых норм;
  • Правоохранительной, суть которой состоит в защите интересов общества и государства от посягательств.

Характерным принципом деятельности таможенных органов является объединение централизации и децентрализации. В первом случае речь идет о строгом подчинении всех звеньев таможенных органов единой ФТС, во втором – о закреплении объемов компетенции каждого низового подразделения.

Таможенная деятельность 

Таможенные посты как низовые структурные подразделения ФТС располагаются та ТГ, которая совпадает с границей государственной.

Количество постов на определенной местности связано с объемами товаров, перемещаемыми через данный участок границы, пассажиропотока, развитости внешнеэкономических контактов, развития транспортных коридоров и потребностей участников внешнеэкономической деятельности.

ФТС наделена имуществом в виде земельных участков, недвижимости, предприятий, находящихся государственной собственности, а ее финансирование происходит из федерального бюджета. Таможенные органы имеют статус юридических лиц. 

ФТС является не только исполнителем государственной политики, но и субъектом нормотворческого процесса: она разрабатывает проекты решений, документов и регулятивных инструментов в деле обеспечения таможенного режима, борьбы с контрабандой и прочими правонарушениями. На эту службу возлагается и обеспечение единого применения таможенного законодательства, и обобщение соответствующей практики.

Помимо таможенного контроля, ФТС наделена организационными полномочиями по реорганизации и ликвидации подчиненных таможенных органов, утверждению положений о своих структурных подразделениях, созданию коллегиальных органов, разработке служебных документов и удостоверений. Но основным видом деятельности ФТС остаются таможенный контроль и фискальные функции, имеющие внешнюю направленность, т.е. распространяющиеся по неограниченно большому кругу лиц, не подчиненных ФТС.

Функции внутренней направленности ФТС имеют обеспечивающий характер. Это профессиональная подготовка сотрудников таможни, совершенствования средств и методов борьбы с нарушениями таможенного режима, повышение квалификации, закупка товаров и услуг, необходимых для нужд ФТС и пр.

Структура

Государственная служба в таможенных органах: понятие, принципы и особенности

ФТС организована таким образом, который наиболее соответствует ее задачам. Главное управление (центральный аппарат) находится в Москве, региональные таможенные управления (РТУ) располагаются в крупных городах. РТУ обеспечивает выполнение задач ФТС в таможенных регионах, на которые поделена территория государства. В задачу РТУ входит организация и контроль работы областных таможен и таможенных постов.

При этом надо учитывать, что таможенный регион не совпадает с административным регионом РФ – территория таможенного региона зачастую крупнее. На сегодня существует 8 РТУ, имеющих разную территорию охвата, и соответствующее им число таможенных регионов:

  • Центральный;
  • Северо-западный;
  • Южный;
  • Сибирский;
  • Приволжский;
  • Дальневосточный;
  • Уральский;
  • Северо-Кавказский.

Нормотворческие полномочия РТУ уже, чем у ФТС РФ. Но они все же могут издавать распорядительные и организационные нормативно-правовые акты в пределах своего участка ответственности.

Они же наделены правом внесения ФТС предложений по изменению своей структуры, изменению границ таможенного региона, материальному обеспечению областных таможен и постов, аннуляции квалификационных аттестатов специалиста и т.д.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

РТУ возглавляется начальником, которому подчиняются заместители и начальники структурных подразделений. Штатное расписание РТУ утверждается ФТС. В пределах управления работает коллегиальный совещательный орган.

В таможенных регионах создаются таможни, которые подчинены РТУ. Таможни организуют и контролируют работу таможенных постов – низовых звеньев системы. По своему типу таможни могут быть пограничными и внутренними.

Они непосредственно производят таможенное оформление товаров и транспорта при перемещении через ТГ, контролируют правильность взимания платежей, осуществляют таможенный контроль, занимаются производством по жалобам на действия должностных лиц таможни, осуществляют следствие, дознание, проводят оперативные мероприятия по делам о правонарушениях таможенного режима, предоставляют официальные консультации в профессиональной сфере. 

Возглавляются таможни начальником, которому подчинены заместители и руководители структурных подразделений. В структуру таможни могут входить комитеты и комиссии.

Низовым звеном ФТС является таможенный пост, находящийся непосредственно на таможенной границе.

Штатная численность поста определяется интенсивностью пассажирского и грузового потока через данный участок границы, а для решения оперативных организационных задач некоторые таможенные посты могут иметь статус юридического лица.

При этом объем контрольных полномочий у поста с таким статусом и без него одинаков. Они непосредственно занимаются фискальными функциями и правоохранительной деятельностью. Возглавляется таможенный пост начальником и его заместителями. 

В структуре ФТС имеются и специализированные органы, реализующие узконаправленные задачи: борьбу с контрабандой, обеспечение мер радиоэлектронной безопасности, таможенное оформление определенных товаров, внутреннее обеспечение работы таможни и т.д.

Например, многие товары, такие как культурные ценности, драгоценности, оружие и пр. требуют особого режима перемещения через ТГ. Некоторые внешнеэкономические операции или спецгруз нуждаются в ускоренном перемещении товаров, ввиду чего таможенную операцию лучше поручить специализированному органу, хорошо знакомому со спецификой условий поставки и тонкостями ее таможенного оформления.

Часть специализированных органов создается на уровне РТУ в виде специализированных региональных управлений. Существуют, к примеру, такие специализированные РТУ: оперативно-поисковое, управление силового обеспечения, экспертно-криминалистическое управление и т.д.

Другие специализированные таможенные органы создаются на уровне таможен и постов для контроля за перемещением определенных предметов, или совершения определенных таможенных операций. Оперативные таможни по борьбе с контрабандой действует в каждом таможенном регионе.

К числу специализированных таможенных органов также относятся:

  • Научно-исследовательские учреждения;
  • Учебные заведения;
  • Медицинские учреждения;
  • Органы печати.

Характерно, что специализированные таможенные органы, независимо от уровня, подчиняются напрямую ФТС.

Государственная таможенная служба: понятие, принципы, особенности и порядок ее прохождения. Таможенные служащие. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц

В широком смысле таможенная служба — совокупность таможенных органов и различных органов и организаций, входящих в структуру таможенной системы, а также правовой статус долж. лиц тамож. органов и порядок прохождения ими таможенной службы.

Государственная таможенная служба–особый вид гос. службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ (ст. 1 ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»).

Законодательство РФ о службе в таможенных органах основывается на Конституции, ФЗ «О службе в там. органах», ФЗ «О гос. гражд. службе в РФ»и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Прохождение таможенной службы в таможенных органах основано на принципах:

1) верховенство Конституции РФ и ФЗ над всеми другими НПА при осуществлении таможенными служащими своих должностных функций и обязанностей;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, т. е. таможенные служащие обязаны признавать и их при прохождении тамож. службы;

3) единство системы гос. власти и разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами;

4) единство основных требований, предъявляемых к гос. службе, на основе которых и строится вся система прохождения таможенной службы;

5) принцип гласности в осуществлении гос. службы – предусматривает, что таможенные органы должны предоставлять объективную информацию о своей деятельности и о своих решениях;

6) равный доступ граждан к гос. службе в соответствии со своей проф. подготовкой;

  • 7) принцип профессионализма и компетентности гос. служащих;
  • 8) обязательность для гос.служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц;
  • 9) ответственность гос. таможенных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение или за ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей;
  • 10) внепартийность и отделение религиозных объединений от государства;

11) принцип социальной защищенности – стабил. денеж. содержание, оплач. Отпуска.

  1. 12) принцип стабильности кадров государственных служащих.
  2. Прохождение таможенной службы в таможенных органах подразумевает некоторые этапы: поступление на таможенную службу в таможенные органы; назначение на должность в таможенные органы с присвоением специального звания или классного чина; служебная аттестация; перемещение по службе и др.
  3. Порядок прохождения таможенной службы государственными таможенными служащими следует понимать во временном аспекте и в содержательном аспекте.

Временной аспект прохождения таможенной службы охватывает период времени, который содержит момент начала прохождения службы и момент оставления таможенной службы. Содержательный же аспект прохождения таможенной службы включает в себя все то, что за этот временной период было сделано данным таможенным работником при осуществлении им своих служебных полномочий.

Для поступления на государственную таможенную службу необходимо соответствовать определенным критериям.

1. Гражданин РФ может поступать на государственную таможенную службу по достижении возраста 18лет.

На государственную таможенную службу принимаются лица, которые по своим личностным, моральным и деловым качествам, а также по уровню образования и состоянию здоровья способны обеспечить исполнение функций, которые будут возложены на таможенные органы и, в частности, на данного служащего.

2. Лица, которые впервые принимаются на государственную таможенную службу, должны принять специальную присягу.

3. Прохождение государственной таможенной службы может осуществляться на условиях контракта на срок от 1 до 10 лет или до достижения таможенным служащим срока предельного возраста нахождения на таможенной службе.

Читайте также:  Правила проведения аукциона

4. Граждане, исполняющие свои служебно-дол-жностные права и обязанности в ходе прохождения государственной таможенной службы, обязаны придерживаться требований, которые изложены в Дисциплинарном уставе таможенной службы РФ.

Государственная служба в таможенных органах: понятие, принципы и особенности

5. При прохождении государственными таможенными служащими таможенной службы предусмотрено обязательное периодическое проведение аттестации.для повышения квалификации таможенных служащих проводятся различные мероприятия в специально созданных учреждениях (Российской таможенной академии и ее филиалах по всей стране).

  • Сотрудник таможенного органа не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц и др.
  • Для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание продолжительностью до 6 месяцев.
  • Сотрудник таможенного органа обязан помимо соблюдения принципов прохождения таможенной службы в таможенных органах:
  • в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
  • хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
  • Участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и других служебных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными начальником таможенного органа;
  • находиться в положении заложника в связи с исполнением должностных обязанностей

Понятие, принципы и особенности государственной таможенной службы

Особое место среди субъектов таможенного права занимают государственные таможенные служащие, работающие как в таможенных органах, так и в иных подведомственных ГТК России организациях, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела в стране.

Понятие «государственный таможенный служащий» производно от понятия «государственная таможенная служба», поэтому и рассматривать эти понятия следует по порядку.

Понятие «таможенная служба» как и многие другие правовые категории можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

В широком смысле слова под таможенной службой следует понимать совокупность таможенных органов и иных организаций системы ГТК России, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела (организаций таможенной службы), правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах и организациях таможенной службы. Таможенная служба в узком смысле — это вид профессиональной деятельности по обеспечению полномочий таможенных органов.

Именно на понимании таможенной службы как вида профессиональной деятельности основано сформулированное в ст. 1 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г.

«О службе в таможенных органах» определение службы в таможенных органах — служба в таможенных органах (таможенная служба) является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов.

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное исполнение соответствующих полномочий лицами, находящимися на государственных должностях в таможенных органах.

Государственной службой в таможенной сфере является также служебная деятельность в организациях и на предприятиях, подведомственных ГТК России (организациях таможенной службы), но только теми должностными лицами, которым в установленном Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах» порядке присвоены специальные звания.

В то же время, не всякая профессиональная деятельность в таможенных органах и организациях таможенной службы является государственной таможенной службой.

В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусмотрены соответствующие должности работников таможенных органов, чья профессиональная деятельность не связана с реализацией функций, прав и обязанностей таможенных органов.

Перечень таких должностей определяется Председателем ГТК России, а работа в таможенных органах на таких должностях не является государственной таможенной службой. Не является службой и работа в организациях таможенной службы по трудовым и гражданско-правовым договорам (контрактам).

Государственная таможенная служба основана на нормах Таможенного кодекса РФ и Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах» и построена в соответствии с общими принципами организации государственной службы в Российской Федерации, закрепленными в Конституции РФ и Федеральном законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Государственная таможенная служба должна строиться в соответствии с общими принципами государственной службы в Российской Федерации, к которым относятся: принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов; принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; принцип единства системы государственной власти; принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; принцип равного доступа граждан к государственной службе; принцип профессионализма и компетентности государственных служащих; принцип обязательности для государственных служащих решений вышестоящих государственных органов и должностных лиц; принцип гласности в осуществлении государственной службы; принцип ответственности государственных служащих; принцип внепартийности государственной службы; принцип отделения религиозных объединений от государства; принцип социальной защищенности государственных служащих; принцип стабильности кадров государственной службы.

Применительно к государственной таможенной службе эти принципы характеризуются следующим образом.

При осуществлении государственной таможенной службы должен повсеместно применяться принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями и т. п.

Нарушение этого принципа влечет привлечение виновных в этом должностных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что при осуществлении своих полномочий государственные таможенные служащие обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с принципом единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами государственная таможенная служба относится к федеральной государственной службе и находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Из принципа единства системы государственной власти вытекает принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, в соответствии с которым строится вся система государственной службы в Российской Федерации, в том числе и государственная таможенная служба.

Такое единство в таможенной службе обеспечивается единством системы таможенных органов и организаций таможенных службы, единством задач и функций в данной системе.

Единые служебные требования предъявляются ко всем государственным таможенным служащим независимо от того, являются ли они сотрудниками ГТК России, регионального таможенного управления, какой-либо таможни или, например, Северо-Кавказской таможенной лаборатории.

В соответствии с принципом равного доступа граждан к государственной службе все граждане Российской Федерации без какой-либо дискриминации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют право на замещение должности в таможенных органах и организациях таможенной службы.

Требования к кандидату на должность обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей. Ограничения права доступа к государственной таможенной службе, обусловленные спецификой этой службы, закреплены в ст.

7 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах» и будут рассмотрены нами позднее.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих является одной из гарантий правильной организации и нормального функционирования государственной таможенной службы.

Учитывая сложный, многофункциональный характер таможенного дела, важно подчеркнуть необходимость наличия как общей, так и специальной подготовки таможенных служащих.

А наличие этого принципа государственной службы обязывает таможенников в совершенстве овладевать правилами и процедурами таможенной деятельности, знать свои права и обязанности, а также активно и в полной мере осуществлять возложенные на них функции.

Принцип обязательности для государственных служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц, принятых ими в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством. Этот принцип распространяется и на государственную таможенную службу. И в то же время он не является безусловным.

В случае сомнения в правомерности полученного распоряжения государственный таможенный служащий обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом: а) своему непосредственному руководителю; б) руководителю, издавшему распоряжение; в) вышестоящему руководителю.

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, то государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда исполнение такого распоряжения является административно или уголовно наказуемым деянием.

При этом ответственность за исполнение неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

В соответствии с принципом гласности в осуществлении государственной службы в Таможенном кодексе РФ предусмотрен институт информирования и консультирования по таможенным вопросам.

Нормами главы 52 ТК РФ закреплена обязанность таможенных органов предоставлять информацию о принимаемых решениях, действиях или бездействии таможенных органов и их должностных лиц, о таможенном законодательстве и т. д.

В развитие норм Таможенного кодекса принято Положение об информировании и консультировании по таможенным вопросам, утвержденное Приказом ГТК РФ от 15 мая 1995 г.

Принцип ответственности государственных таможенных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей занимает особое место в системе государственной таможенной службы.

Практика показывает, что сбои в системе таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности происходят не только из-за недостатков в правовом регулировании отдельных вопросов, но и по вине государственных таможенных служащих, ненадлежащим образом исполняющих свои должностные обязанности.

Вопросам ответственности таможенных органов и их должностных лиц посвящена отдельная тема курса.

Принцип внепартийности государственной службы и принцип отделения религиозных объединений от государства.

Читайте также:  Правила оплаты проживания в отеле

Взаимоотношения между государственными таможенными служащими и политическими партиями и религиозными объединениями определяются конституционными принципами свободы убеждений, свободы совести и вероисповедания.

Лица, находящиеся на таможенной службе, пользуются свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободой принадлежности к любым политическим партиям и объединениям, а также правом выдвигать свою кандидатуру на выборы от любой политической партии.

В то же время в соответствии с рассматриваемыми принципами государственной службы, также имеющими под собой конституционную основу, не допускается создание в таможенных органах и организациях таможенной службы каких либо партий, движений и объединений, преследующих политические цели.

При исполнении служебных обязанностей государственные таможенные служащие не вправе руководствоваться решениями каких либо партий, и обязаны действовать только в соответствии с нормами таможенного законодательства. На служебную деятельность таможенных служащих не могут также влиять и религиозные объединения, ибо они отделены от государства.

В соответствии с принципом социальной защищенности государственных служащих государство гарантирует государственным таможенным служащим стабильное денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание.

Кроме того, государственным таможенным служащим предоставляются льготы по налогообложению, по оплате проезда в общественном транспорте и к месту проведения отпуска, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также ряд иных социальных гарантий.

Принцип стабильности кадров государственных служащих состоит в том, что положение государственного таможенного служащего не должно зависеть от политической конъюнктуры в стране, от конкретной личности политического руководителя и от каких-либо необоснованных организационных импровизаций вышестоящих должностных лиц.

Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения таможенных служащих необходимы в интересах как государства в лице таможенных органов и организаций таможенной службы, так и самих таможенных служащих, однако надежных правовых гарантий стабильности государственной таможенной службы пока, к сожалению, не существует.

Таможенные органы — подробно о системе таможенных органов

Таможенные органы – это органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит реализация мероприятий в области таможенного дела на подведомственной территории. Подчиняются высшему органу исполнительной власти, в нашей стране им является Правительство Российской Федерации.

Таможенные органы принимают участие в выработке государственной политики в области таможенного дела, нормотворчестве и практической реализации и применении принятых нормативно-правовых актов на всей подведомственной территории.

Таможенные органы осуществляют свою деятельность руководствуясь:

  1. Основным законом – Конституцией;
  2. Таможенным кодексом;
  3. Иными законами.

А также руководствуясь:

  • Указами и распоряжениями главы государства;
  • Распоряжениями и постановлениями правительства страны;
  • Нормативно-правовыми актами исполнительных органов власти;
  • Нормативными актами Центрального банка;
  • Нормативно-правовыми актами руководящих органов таможенной службы;
  • Ратифицированными международными договорами и соглашениями.

Функции, деятельность и задачи таможенных органов

Осуществляя свою деятельность, таможенные органы руководствуются задачами и функциями, которые на них возложены.

Правоприменительная — таможенные органы являются органом исполнительной власти и участвуют в реализации государственной таможенной политики, а также реализации международных договоров и соглашений в области таможенного дела, ратифицированных правительством страны.

Законотворческая — таможенные органы разрабатывают и инициируют принятие законодательных актов, регулирующих таможенное дело, или вносят изменения в уже существующие. Также они наделены правом издавать собственные нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции.

  • Таможенное оформление товаров и транспортных средств — таможенные органы, будучи органом государственной власти, наделены монопольным правом на осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
  • Фискальная — в обязанности таможенных органов входит сбор с участников ВЭД таможенных пошлин, налогов, акцизов и сборов в пределах своей компетенции.
  • Защита прав интеллектуальной собственности — таможенные органы ведут собственный Реестр объектов интеллектуальной собственности и защищают законные интересы правообладателей.
  • Борьба с контрабандой — борьба с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, борьба с международным терроризмом.
  • Валютный контроль — перемещение крупных денежных средств через таможенную границу должно осуществляться под строгим контролем таможенных органов с заполнением таможенной декларации.

Ведение таможенной статистики — на таможенные органы возложена обязанность по ведению статистики об объемах внешней торговли, объемах экспорта и импорта товаров. Эти данные находят широкое применение, например, при разработке внешнеэкономической стратегии государства, принятии законов, новых видов таможенных ставок и пошлин.

Информационная — на таможенные органы возложена обязанность по информированию и консультированию населения по вопросам таможенного дела.

Научная — таможенные органы проводят или участвуют в проведении научно-исследовательских работ в области таможенного дела.

Задачи и обязанности таможенных органов:

  • Производство таможенного оформления товаров и транспортных средств;
  • Обеспечение правильности исчисления и своевременности оплаты таможенных платежей, пошлин и сборов, соблюдения запретов и ограничений;
  • Обеспечение соблюдения таможенного законодательства на вверенной территории;
  • Борьба с контрабандой;
  • Ведение статистики внешнеторговых операций;
  • Валютный контроль;
  • Возврат (зачет) излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей, остатков неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога;
  • Регистрация участников ВЭД;
  • Регистрация объектов интеллектуальной собственности;
  • Информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела;
  • Проведение экспертиз и исследований декларируемых товаров и транспортных средств, документов к ним, проведение криминалистических экспертиз;
  • Производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел, анализ правоприменительной и судебной практики, анализ правоохранительной деятельности;
  • Оперативно-розыскная деятельность, дознание и производство неотложных следственных действий.

Права таможенных органов

Согласно статье 19 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы обладают следующими правами:

  • Принимают меры, предусмотренные законодательством;
  • Требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства;
  • Проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
  • Требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;
  • Осуществляют оперативно-розыскную деятельность, производство следственных действий и дознания;
  • Осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции;
  • Привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством;
  • Используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;
  • Задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела;
  • Производят документирование, видео и аудиозапись, кино и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров и их вывозом.
  • Предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:
    • О принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
    • Об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
    • О признании имущества бесхозяйным.
  • Разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.

Система таможенных органов

Система таможенных органов Российской Федерации находится в подчинении Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

Структура таможенных органов России:

  • Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
  • Региональные таможенные управления (РТУ) – территориальный орган исполнительной власти, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации. РТУ ответственны в области реализации таможенного дела в пределах определённой территории. Находятся в непосредственном подчинении ФТС России. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 8 РТУ (по числу Федеральных округов РФ):
    • Дальневосточное таможенное управление;
    • Приволжское таможенное управление;
    • Северо-Западное таможенное управление;
    • Северо-Кавказское таможенное управление;
    • Сибирское таможенное управление;
    • Уральское таможенное управление;
    • Центральное таможенное управление;
    • Южное таможенное управление.
  • Таможни – территориальные таможенные органы, входящие в единую систему таможенных органов. Находятся в прямом подчинении таможенного управления своего региона;
  • Таможенные посты – территориальные таможенные органы. Подчиняются напрямую таможням.

Роль таможенных органов в защите экономических интересов страны

Имея в своем арсенале Слово Закона, таможенные органы Российской Федерации выполняют важную миссию – стоят на защите экономической безопасности нашей страны. Подобно надежному кордону, выстроенному на таможенной границе, таможенные органы защищают граждан страны от контрафактной и порой даже опасной продукции, циркулирующей на мировом рынке.

Стоят надежным заслоном на пути проникновения в нашу страну наркотиков, оружия, взрывчатых веществ. Способствуют установлению в нашей стране благоприятного делового климата, защищают наших товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных партнеров.

Помогают налаживать устойчивые экономические связи России с другими странами мира.

Таможенные органы РФ и таможенные представители

Подобно сотрудникам таможенных органов таможенные представители тоже являются специалистами в области таможенного дела. Это компании, в которых трудятся профессиональные таможенные декларанты. Их цель – помощь участникам ВЭД при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Подробнее >>>

Узнать стоимость таможенного оформления