При оформлении документов на дачный дом у наших читателей возникает вопрос: как лучше зарегистрировать дачный дом, как жилой или нежилой?
Дома в СНТ подлежат регистрации — постройка, прочно связанная с землей фундаментом должна быть учтена, рассказала Кадастровая палата по Тульской области.
С принятием 217-ФЗ «О садоводстве» закон ввел понятие садовый дом, как место сезонного пребывания, который не предусмотрен для проживания в холодное время.
Жилым домом считается дом, в котором можно проживать круглогодично — он утеплен, снабжен электричеством, системой отопления, водопроводом и канализацией.
Собственники дач по всей России, которые ставили дом на учет как жилой, значительно выигрывают при продаже дачи. Покупатели особо тщательно обращают внимание на возможность прописки в домах.
Для того, чтобы оформить документы на дачный дом обращаемся к кадастровому инженеру. Он наделен полномочиями составлять технический план на дом. Технический план вместе с заявлением подается в МФЦ и перенаправляется на регистрацию.
По дачной амнистии, которая продлена до 2026 года — постановка дома в СНТ на кадастровый учет происходит в упрощенном декларативном порядке.
Собственник заполняет декларацию на дом. При этом и на садовый дом, и на жилой дом по общим основаниям готовится технический план — отличий нет.
На земельный участок выезжают геодезисты и делают измерения площади дома и присваивают ему координаты — привязывают к земле. Упрощенная процедура оформления хороша тем, что для постановки на кадастровый учет не нужно получать никаких разрешений и уведомлений на строительство в местной администрации.
В декларации собственник указывает какой у него дом садовый или жилой и эти сведения отправляются вместе с прикрепленными документами в орган регистрации.
Кадастровый инженер несет ответственность за достоверность предоставленных вами сведений. Он отражает в техническом плане площадь и конфигурацию дома, этажность, материал стен, месторасположение и т. д.
Орган регистрации проверяет сведения в документах, наличие дополнительных согласований, если такие требуются, соблюдение норм отступов от границ участка и ставит дом на кадастровый учет.
Садовый дом это жилое или нежилое помещение в 2021 году: определение, чем отличается садовый дом от жилого
1 259 просмотров
Нововведение в законодательстве объединили садовые, дачные и огороднические участки под общим понятием. Если ранее на огородническом участке нельзя было возвести дом, то теперь на садовом наделе можно возвести строение. Но будет ли оно считаться жилым? Рассмотрим, садовый дом — это жилое или нежилое помещение.
Садовый дом — это жилое или нежилое помещение?
В первую очередь, необходимо установить понятия:
- Жилое помещение – это объект капитального строительства, предназначенный для проживания граждан. Закон устанавливает необходимость соответствия строения санитарным и техническим нормам и правилам.
- Нежилое помещение – это объект, предназначенный для ведения коммерческой деятельности и производства. Объект должен соответствовать пожарным нормативам и требованиям к инженерным конструкциям.
- Постройка – здание, предназначенная для подсобных целей. Оно необходимо для хранения инвентаря, проживания животных.
ФЗ от 2017 года № 217 устанавливает понятие садового дома. Это помещение для сезонного использования, с целью удовлетворения гражданами бытовых нужд.
Даже при постановке дачного дома на учет, он регистрируется в ЕГРН в качестве постройки. Таким образом, не исключена возможность постоянного круглогодичного проживания в дачном доме. Но получить регистрацию в нем собственник не может.
Для получения постоянной или временной прописки, строение должно быть признано жилым помещением. С 2019 года закон разрешает признавать садовые дома пригодными для проживания граждан и регистрироваться в них.
Однако простого желания для переоформления дачного дома в жилой недостаточно.
Объект должен соответствовать следующим требованиям:
- земельный участок, на котором возведено строение, должен быть в собственности владельца дома;
- дом является объектом капитального строительства (фундамент, крыша, стены);
- наличие инженерных коммуникаций;
- возможность поддержания температуры от 18 С;
- объект не является ветхим или аварийным;
- уровень влажности не более 60%.
Обязательным условием является включение сведений о доме, как о помещении для проживания граждан в ЕГРН. Процедура перевода садового дома в жилой проводится по заявлению собственника с согласия органа местного самоуправления.
Разница между жилым и нежилым домом на дачном участке
Рассмотрим различия между жилым домом и домиком (дачей) на садовом участке.
Наличие фундамента | В обязательном порядке | На усмотрение собственника |
Сведения в ЕГРН | Регистрация в качестве помещения для проживания граждан | Регистрация в качестве дачного дома |
Регистрация | Возможна временная и постоянная регистрация с согласия собственника | Запрещена |
Требования к строению | Утепленные стены, соответствие санитарным и техническим нормам | Возможность использования в теплое время года. На усмотрение собственника может быть утепленным и подразумевать круглогодичное использование. |
Налоги | Как на объект для проживания граждан | Как на садовый дом (более низкий уровень налогообложения) |
Участок | СНТ, ЛПХ, ИЖС и другие варианты, подходящие для застройки | Только СНТ |
Как лучше зарегистрировать дачный дом?
При возведении здания на участке СНТ собственник предполагает, каким целям оно должно соответствовать. Для круглогодичного использования необходимо возвести объект капитального строительства с возможностью проведения электричества и отопления.
Зачастую возникает вопрос: как лучше зарегистрировать дачный дом? Единого ответа на данный вопрос нет.
Порядок регистрации напрямую зависит от целей собственника:
- Для проживания. Даже используя объект для круглогодичного проживания, можно оставить объект в качестве дачного дома. Это позволит платить меньший ежегодный налог на недвижимость. Но для этого гражданин должен иметь место для постоянной регистрации.
- Для регистрации. При отсутствии альтернативного жилого помещения, целесообразно оформить строение в качестве жилого дома. Это позволит оформит в нем регистрацию. Но величина налога значительно возрастет.
- Для получения жилья. Если гражданин состоит на очереди для получения жилья от государства (субсидия, военнослужащий, многодетная семья), то оформление в собственность жилого помещения лишает его права на новое жилье. Поэтому оформления дачи в жилой дом нецелесообразно.
- Для продажи. Процесс переоформления не занимает много времени и финансовых затрат. Но итоговая стоимость жилого помещения значительно выше, чем дачного дома.
Дом, размещенный на дачном участке, является жилым, если он зарегистрирован таким образом в ЕГРН. Но заявления собственника на перевод недостаточно, объект должен соответствовать установленным нормам.
Если вы желаете перевести строение в жилой дом, то предварительно необходимо получить консультацию специалиста. Дежурный юрист поможет оценить ситуацию, провести анализ документов, окажет поддержку в процедуре оформления. Вы можете обратиться к нам в любое удобное время.
- В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
- Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!
Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!
Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями
Признание садового дома жилым 2-мя способами
материал обновлен 12 января 2021 года
- Признание садового дома жилым дает возможность прописаться в жилом помещении.
- Перевод садового дома в жилой с 01 января 2019 года проводят по новым правилам.
- В этой статье рассмотрим интересный вопрос:
Как перевести садовый домик в жилой дом?
С 01.01.2019 года на садовом участке допускается размещение следующих объектов.
- Жилых домов.
- Садовых домов.
- Гаражей и хозяйственных построек.
Новшество открывает возможность не только строительства ИЖС на садовых участках.
Но и возможность перевода построенных садовых домов в жилые дома.
Признание садового дома жилым возможно 2-мя способами.
- Данные способы являются не альтернативными, а последовательными.
- Иными словами, начинать процедуру признания садового дома жилым необходимо с 1-го способа.
- Если 1-ый способ не сработал, то используйте 2-ой.
- Итак, приступим.
- 1-ый способ.
Признание садового дома жилым через местную администрацию.
В постановлении Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 прописан регламент признания садового дома жилым.
Данное постановление принято в далеком 2006 году.
Но положения о признании садового дома жилым введены в действие с 2019 года.
Для признания садового дома жилым подаем 4 документа.
- Не все из 4-х документов обязательны.
- Рассмотрим их по порядку.
- Первый документ.
Заявление о признании садового дома жилым домом.
- Заявление — обязательный документ.
- Правительство не утверждало образец заявления о признании садового дома жилым.
- Однако в постановлении перечислены реквизиты, которые должны содержаться в заявлении.
- Кадастровый номер садового дома.
- Почтовый адрес или e-mail заявителя.
- Кадастровый номер земельного участка.
- Способ получения решения.
Сделайте заявление за 3 минуты через онлайн сервис
Достаточно заполнить простые поля формы и сервис сгенерирует готовое заявление.
Сформировать . . .
- Сформированный документ содержит не только введенную информацию.
- В заявлении есть ссылки на законы.
- Также в заявлении есть юридические формулировки, препятствующие чиновникам нарушать законные права заявителя.
- Бонусом к готовому заявлению прилагается инструкция с пошаговым алгоритмом действий.
Второй документ.
Заключение по обследованию технического состояния садового дома.
- Данное заключение является обязательным документом для признания садового дома жилым.
- В заключении указывают, что садовый дом соответствует требованиям безопасности и надежности.
- Требования установлены законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
- Выдавать заключения вправе только организация или ИП, являющиеся членами СРО.
- Саморегулируемая организация (СРО) в области инженерных изысканий.
- Обратите внимание.
- Ни кадастровые инженеры, ни члены других СРО НЕ вправе выдавать указанные заключения.
- Заключение по обследованию технического состояния садового дома получают у члена СРО в области инженерных изысканий.
- С растущим спросом на выдачу заключений, высока вероятность злоупотреблений доверием неискушенных собственников садовых домов.
- Недобросовестные кадастровые инженеры, а также члены других СРО, начнут предлагать услуги по выдаче заключений.
- Собственникам садовых домов нужно быть бдительными в этом вопросе.
- Заключение кадастрового инженера и/или не члена СРО в области инженерных изысканий бесполезно.
- Такое заключение не поможет перевести садовый дом в жилой.
- Если формируете Заявление онлайн, то инструкция поможет выбрать исполнителя для подготовки заключения.
- Третий документ.
Выписка из ЕГРН либо правоустанавливающие документы на садовый дом.
В каком случае предоставляют выписку из ЕГРН?
Выписку прикладывают к Заявлению, когда право собственности на садовый дом зарегистрировано в Росреестре.
- Обратите внимание.
- Заявитель вправе не прикладывать выписку из ЕГРН.
- Администрация обязана сама запросить выписку в порядке межведомственного электронного взаимодействия.
- Однако, рекомендую приложить выписку.
- Наличие выписки минимизирует риск отказа по причине бестолковости некоторых чиновников.
- Тем более, что выписку из ЕГРН можно получить онлайн в течение 20 минут.
В каком случае нужно предоставлять правоустанавливающие документы?
Договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство и т.д. — это правоустанавливающие документы.
- К заявлению прикладывают правоустанавливающие документы, когда право собственности на садовый дом не зарегистрировано.
- Право собственности на садовый дом регистрируют в Росреестре.
- Если прикладываете не оригиналы, а копии документов, то копии следует заверить у нотариуса.
- Незаверенные ксерокопии не подойдут.
- Четвертый документ.
Нотариальное согласие третьих лиц, чьими правами обременен садовый дом.
К третьим лицам относят тех, кто имеет залоговые права на садовый дом.
Например, такими лицами могут быть банки, выдавшие кредит под залог дома.
Организации или физические лица тоже могут быть 3-ми лицами. Допустим, они выдали заем и оформили залог на садовый дом.
- Правительство еще не выпускало разъяснений по данному вопросу.
- На мой взгляд, к третьим лицам можно отнести сособственников садового дома.
- Сособственники — это лица, владеющие домом наряду с заявителем на праве общей собственности.
- Общая собственность бывает 2-х видов: совместная или долевая.
Иными словами. Если заявление о признании садового дома жилым подает сособственник, то другие выдают нотариальное согласие.
- Особого внимания требует совместная собственность супругов.
- Допустим, садовый дом приобретен в браке по возмездной сделке и оформлен на одного супруга.
- Второй супруг по закону имеет права на садовый дом.
- Проще говоря, садовый дом обременен правами второго супруга.
- Таким образом, от второго супруга получаем нотариальное согласие.
- Оригинал согласия прикладываем к заявлению о признании садового дома жилым.
Куда подавать заявление на признание садового дома жилым?
- Заявление подаем в орган местного самоуправления, на территории которого находится садовый домик.
- Другими словами, документы направляем в местную администрацию.
- При использовании сервиса, вы получите Заявление, текст которого содержит особую формулировку.
- Указанная формулировка обязывает чиновников передать документы в уполномоченный орган в структуре администрации.
- Проще говоря, вы застрахованы от попадания заявления к случайному лицу.
Заявление с прилагаемыми документами подают 2 способами.
- Непосредственно в администрацию.
- Через МФЦ.
На мой взгляд, предпочтительней подавать документы непосредственно в администрацию.
Причина в том, что МФЦ это обычный посредник. Чем больше посредников, тем выше риск ошибок и потери документов.
Обычно я рекомендую при подаче документов иметь 2 экземпляра заявления.
Должностное лицо, принимающее документы, поставит входящий штамп на вашем экземпляре заявления.
Однако, в п. 58 Постановления Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года указано, что чиновники обязаны выдать заявителю расписку.
В расписке указывают перечень сданных документов и дату их приема.
Срок рассмотрения заявления о признании дома жилым.
В течение 45 календарных дней администрация принимает одно из следующих решений.
- Решение о признании садового дома жилым.
- Либо решение об отказе.
- Если принято решение о признании, то значит цель достигнута.
- Иными словами, вы перевели садовый дом в жилой.
- Останется только подать в Росреестр данное решение.
- Росреестр изменит назначение садового дома с «нежилого» на «жилое».
- Если получен отказ, то рассмотриваем 2-ой способ признания садового дома жилым.
- О 2-м способе речь пойдет ниже.
- А пока рассмотрим причины и основания, по которым чиновники могут отказать.
Отказ в признании садового дома жилым.
Существует 5 оснований, по которым администрация отказывает в признании дома жилым.
Рассмотрим данные основания и способы минимизации риска отказа.
1) Непредставление заявления и/или заключения по обследованию технического состояния садового дома.
- Если заявление не содержит обязательные реквизиты или нет заключения по обследованию дома, то администрация откажет.
- Минимизировать риск отказа можно путем подготовки заявления через сервис.
- Относительно заключения, следует отметить следующее.
- Важно правильно выбирать организацию, которая выдает заключения по обследованию дома.
- Напомню, сервис формирует не только готовое заявление, но и пошаговую инструкцию.
- В инструкции есть информация, как безошибочно выбирать исполнителя для подготовки заключения.
2) Заявитель не является собственником садового дома.
Данное основание в дополнительных х не нуждается.
Чтобы не получить отказ, заявление о признании садового дома жилым подает собственник.
3) Не представлены правоустанавливающие документы при отсутствии в Росреестре сведений о праве собственности на дом.
Отказ по данному основанию выдают, когда в Росреестре нет сведений о право собственности.
При этом к заявлению не приложены правоустанавливающие документы на садовый дом.
Избежать отказа просто. Приложите документы, подтверждающие право собственности на садовый дом.
Обратите внимание.
У данного основания отказа есть один положительный нюанс.
Допустим, право собственности на дом не зарегистрировано. К заявлению не приложены правоустанавливающие документы на дом.
- В этом случае администрация направляет заявителю уведомление о предоставлении недостающих документов.
- У заявителя есть 15 каледарных дней предоставить недостающие документы.
- Если администрация не получила документы, то чиновники отказывают по указанному основанию.
- Иными словами, прежде чем отказать по причине отсутствия документов, администрация дает шанс исправить ситуацию.
- Если за 15 дней представлены документы, то оснований для отказа нет.
4) Отсутствие нотариально удостоверенного согласия третьих лиц, правами которых обременен дом.
Выше уже говорилось о том, кто должен давать согласие.
Если такие персонажи присутствуют, то к заявлению прикладываем их нотариальное согласие.
Если садовый дом не обременен правами третьих лиц, то нет причин опасаться. Отказ по данному основанию невозможен.
5) Вид разрешенного использования земельного участка не допускает размещение жилого дома.
- В качестве примера приведу следующую ситуацию.
- Допустим, построили или купили садовый дом на участке с видом разрешенного использования – огородничество.
- Администрация откажет, потому что размещать садовые и/или жилые дома на участках под огородничество нельзя.
- Один из путей выхода заключается в изменении вида разрешенного использования.
Другими словами.
Прежде чем подавать заявление о признании садового дома жилым, измените вид разрешенного использования.
- Порядок изменения ВРИ смотрите в статье: Изменение разрешенного использования участка 2-мя способами.
- Подведем предварительный итог.
- Выполнение вышеописанных условий снижает риск отказа в признании садового домика жилым домом.
- Если администрация отказала, то проверяем мотивировку отказа.
Если отказ обоснован, то следует исправить допущенные ошибки или ограничения. Затем повторно подаем заявление.
- При наличии признаков незаконности отказа, используйте 2-й способ.
- К нему непосредственно переходим.
- 2-ой способ.
Судебное признание садового дома жилым.
Признание дома жилым на садовом участке через суд было достаточно распространенным способом решения вопроса.
Причина распространенности состояла в следующем. До 2019 года не было процедуры признания через местную администрацию.
- Сейчас судебное признание садового дома жилым применяется как способ обжалования отказа администрации.
- Для реализации данного способа готовим административное исковое заявление.
- Административный иск обжалует отказ в признании садового дома жилым.
- Если затрудняетесь подготовить административный иск самостоятельно, то используйте бесплатный юридический сервис.
- Откладывать обжалование «в долгий ящик» не нужно.
- Срок подачи административного иска составляет всего 3 месяца.
- 3-месячный срок исчисляется со дня, когда вы узнали об отказе.
- На этом пока все.
Как лучше зарегистрировать дачный дом как жилой или нежилой 2021 год
Дома в СНТ подлежат регистрации в Росреестре. Постройка, прочно связанная с землей фундаментом должна быть учтена – гласит Градостроительный кодекс.
При оформлении документов, возникает вопрос как лучше зарегистрировать дачный дом, как жилой или нежилой? Чем отличается процедура регистрации?
Садовый дом и жилой дом – отличие
С принятием 217-ФЗ «О садоводстве» закон ввел понятие садовый дом, как место сезонного пребывания, который не предусмотрен для проживания в холодное время.
Жилым домом считается дом, в котором можно проживать круглогодично – он утеплен, снабжен электричеством, системой отопления, водопроводом и канализованием. То есть садовый дом априори считается нежилым.
Выгодно ли регистрировать дачный дом как садовый
Ранее, собственники приходили к кадастровому инженеру и регистрировали свой дом, указывая в декларации, что он нежилой. Плюс был вот в чем: не надо платить налог. Раньше и прописаться в СНТ не было возможности, а потому – какая разница, рассуждали собственники.
Сегодня ситуация поменялась, дом на кадастровый учет лучше ставить как жилой:
- В жилом доме есть возможность зарегистрироваться (прописаться), а в садовом – нет;
- Коммунальные платежи в некоторых регионах за нежилое строение выше, чем за жилое.
- Чтобы перевести уже оформленный дом из нежилого в жилой надо приглашать экспертов и обращаться в местную администрацию за разрешением.
Для тех, кто зарегистрировал дом как нежилой, а теперь хочет прописаться в нем, статья на тему: «Как перевести дом из нежилого в жилой».
Почему выгоднее ставить дом на кадастровый учет как жилой
Собственники дач по всей России, и особенно в Новой Москве, которые ставили дом на учет как жилой, значительно выигрывают при продаже дачи.
Покупатели особо тщательно обращают внимание на возможность прописки в домах, особенно дорожат московской пропиской. Известно, что квартиры в столице дорогие, не каждому по карману. Дома в СНТ новой Москвы можно купить по приемлемой цене.
Пенсии и льготы столичных жителей выше, чем в соседних областях, отсюда спрос на дачные участки с жилыми домами.
Продать дачный участок с зарегистрированным жилым домом можно дороже. Если дом зарегистрирован как нежилой или вообще не стоит на кадастровом учете – покупатель будет требовать снижения стоимости в связи с тем, что ему придется самому оформлять все документы.
2021 год – регистрация дома на дачном участке
Для того, чтобы оформить документы на дачный дом обращаемся к кадастровому инженеру. Он наделен полномочиями составлять технический план на дом. Техплан вместе с заявлением подается в МФЦ и перенаправляется в Росреестр на регистрацию.
Упрощенная процедура оформления – дачная амнистия
По дачной амнистии, которая продлена до 2026 года – постановка дома в СНТ на кадастровый учет происходит в упрощенном декларативном порядке.
Собственник заполняет декларацию на дом. При этом и на садовый дом, и на жилой дом по общим основаниям готовится технический план – отличий нет.
На земельный участок выезжают геодезисты и делают измерения площади дома и присваивают ему координаты – привязывают к земле. После съемочных работ кадастровый инженер приступает к оформлению документальной части.
Упрощенная процедура оформления хороша тем, что для постановки на кадастровый учет не нужно получать никаких разрешений и уведомлений н строительство в местной администрации.
Можно ли перевести нежилой дом в жилой и кому это нужно
- В декларации собственник указывает какой у него дом садовый или жилой и эти сведения отправляются вместе с прикрепленными документами в Росреестр.
- Если вы зарегистрируете свой дом как садовый – то в случае необходимости перевода его в жилой, надо будет обращаться в специализированную организацию и получать заключение от инженеров, что дом соответствует условиям постоянного проживания.
- Даже если сейчас у вас нет необходимости прописки в доме, через несколько лет ситуация может поменяться – продумывайте регистрацию дома заранее.
Кадастровый инженер – действия при оформлении дачи
Кадастровый инженер несет ответственность за достоверность предоставленных вами сведений. Он отражает в техническом плане площадь и конфигурацию дома, этажность, материал стен, месторасположение и т.д.
Регистрация в Росреестре
Росреестр проверяет сведения в документах, наличие дополнительных согласований, если такие требуются, соблюдение норм отступов от границ участка и ставит дом на кадастровый учет.
Жилой дом лучше нежилого и фактически, и документально. Несмотря на необходимость налоговых платежей, собственник жилого дома имеет преимущества:
- Повышается ценность земельного участка;
- В случае изъятия участка для госнужд будет более высокая компенсация;
- Возможность прописки.
Принятие решений о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом
Информация для заявителя о его праве подать жалобу на нарушение порядка предоставления государственной услуги (жалоба).
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может подать жалобу в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги (в случае если основания для отказа в приеме документов не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга);
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
- приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.
В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
Предмет жалобы
Жалоба должна содержать:
- наименование Администрации, должность и фамилию, имя. отчество (последнее при наличии) должностного лица либо государственного гражданского служащего Администрации , решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя. отчество (последнее при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации , должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1.1 административного регламента;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации , должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации . Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
- Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.
- Жалоба подается в Администрацию, предоставляющий государственную услугу.
- Жалоба на решения и действия (бездействие) заместителя главы Администрации подается вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации либо, в случае его отсутствия, руководителю Администрации , предоставляющего государственную услугу.
- Способы подачи и рассмотрения жалобы
- Жалоба может быть подана:
- в электронной форме;
- в письменной форме на бумажном носителе.
Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:
- по почте;
- через МФЦ;
- при личном приеме заявителя в Администрации (в месте предоставления государственной услуги, г.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
При личном приеме заявитель в письменной форме на бумажном носителе представляет документ. удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
Подача жалобы в электронной форме осуществляется с использованием сети «Интернет» посредством: официального сайта Администрации http://www.gov.spb.ru. Портала).
- Заполнение запроса о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
- Порядок рассмотрения жалобы
- Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.
- Жалоба на работника подведомственного Администрации учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Администрации учреждением (организацией) рассматривается Администрацией, в ведении которого находится соответствующее учреждение (организация).
- Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Администрации рассматривается вышестоящим органом.
- МФЦ, в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Администрации в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.
В случае если в соответствии с Федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, в разделе должны содержаться следующие подразделы:
- информация для заявителя о его праве подать жалобу; предмет жалобы;
- исполнительные органы, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба; порядок подачи и рассмотрения жалобы; сроки рассмотрения жалобы; результат рассмотрения жалобы;
- порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы;
- порядок обжалования решения по жалобе;
- право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы;
- способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы. Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
- наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя. отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
- В случае оставления жалобы без ответа Администрация в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
- Сроки рассмотрения жалобы
- Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.
Жалоба, поступившая в Администрацию либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Администрацией.
- В случае обжалования отказа Администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
- В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность приостановления рассмотрения жалобы, в указанном пункте указывается также перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы.
- Результат рассмотрения жалобы
- По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:
- жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- в удовлетворении жалобы отказывается.
- Указанное решение принимается в форме акта Администрацией.
- По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
- Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- натичие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
- Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы
- При удовлетворении жалобы Администрация принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
- Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
- В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
- наименование Администрации, должность, фамилия, имя. отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
- номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; основания для принятия решения по жалобе; принятое по жалобе решение;
- в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
- в случае если жалоба признана не обоснованной, — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
- Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
- Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
- По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Администрации , вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
- Порядок обжалования решения по жалобе
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации (191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга; e‑mail: ukog@gov.spb.ru; телефон: 576‑70‑42), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
- Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
- Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Портале.
- Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на официальном сайте Администрации и на Портале.
- Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59‑ФЗ).
- Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Администрации подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 статьи 11.2 Федерального закона 210‑ФЗ, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.