Наем субподрядчика при выполнении контракта

Статья актуальна на 3 ноября 2018

Даже если компания не участвует в закупках, она все равно может получать свою долю прибыли от госконтракта. Для этого нужно стать субподрядчиком поставщика, который выиграл крупный контракт. Как найти генерального подрядчика и что учесть при выборе?

Наем субподрядчика при выполнении контракта

Кто может стать субподрядчиком

Компании по разным причинам не могут или не хотят участвовать в госзакупках напрямую:

  • Организация — «новичок» в закупках. Субподряд поможет узнать кухню госзаказа и в некоторых случаях зарекомендовать себя перед крупным заказчиком.
  • У участника недостаточно ресурсов для участия: не хочет выводить из оборота деньги на обеспечение, получать узкоспециальные лицензии, чтобы выполнять все работы самостоятельно на генподряде.
  • Участник по каким-то причинам оказался в РНП. Субподряд поможет не потерять рынок, пока компания состоит в реестре.

Кому требуются субподрядчики?

Победитель обязан привлечь к работам малый бизнес

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны отдавать определенный процент закупок представителям малого бизнеса (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО). Один из вариантов выполнить это обязательство — прописать в контракте условие нанять СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. В этом случае заказчик:

  • Указывает в контракте такую обязанность.
  • Заранее определяет процент от цены контракта, который уйдет на субподряд.

Победитель закупки может не выполнять этот пункт, только если он сам представитель СМП и СОНКО. Правда, практика в этом вопросе неоднозначна: сами заказчики могут настаивать на привлечении субподрядчиков и в этом случае.

Победителям закупки нужны спецтехника, кадры или уникальные товары

Победитель не всегда может самостоятельно выполнить все работы по контракту. Например, при работах требуется сложное оборудование или квалифицированные специалисты, которых нет у победителя или их количество недостаточно. В этом случае привлечение соисполнителей поможет генподрядчику исполнить контракт в срок, без штрафов и неустоек.

Победитель не планирует сам выполнять работы

Нередко исполнитель контракта заключает субдоговор с подрядчиком, который готов выполнить работы по более низкой цене, чем цена контракта, а разницу оставляет себе.

Как искать субподряд?

Следите за активными закупками или смотрите завершенные

Поиск генподрядчика не сильно отличается от поиска закупок. Можно действовать по двум алгоритмам:

  • Настроить поиск по своей отрасли, крупной сумме контракта, заказчикам, закупкам для СМП и сохранять интересные закупки в Избранном. Дальше можно следить за интересными закупками, оперативно узнавать о победителях и предлагать им субподряд.
  • По тем же параметрам смотреть не активные, а завершенные закупки — например, за последние 1-3 дня.

Проверьте условия контракта

  • Есть ли ограничения на субподряд? ФАС может признать ограничением конкуренции, если заказчик запрещает привлекать к исполнению третьих лиц. Но если такое ограничение есть, а закупка состоялась без жалоб в ФАС, ничего не поделать. Также в силу вступило постановление правительства № 570 от 15.05.2017. Оно обязывает победителей строительных закупок выполнять часть работы своими силами. Самостоятельно выполненных работ должен быть не меньше 15% от цены контракта — для закупок до 1 июля 2018 года, 25% — для закупок с 1 июля 2018 года. При этом подрядчик сам выбирает из утвержденного перечня те работы, которые будет выполнять самостоятельно. Если в контракте прописано условие привлечь к контракту СМП, а вы не принадлежите к этой категории бизнеса, предлагать свои услуги победителю нет смысла.
  • Соответствуете ли вы условиям контракта, укладываетесь ли в сроки? Все необходимые лицензии, допуски и разрешения на выполнение специальных работ должен иметь не только сам победитель закупки, но и фактический исполнитель работ. Какие именно, заказчик прописывает в контракте. 

Проверьте генподрядчика

Речь идет об обычной «гигиенической» проверке, которую проводят, перед тем как заключить контракт: посмотреть в открытых источниках выписку из ЕГРЮЛ, бухгалтерский баланс, уставный капитал, проверить сумму арбитражей и т.д.

Свяжитесь с гендподрядчиком

Выбрав тендер, подходящий по цене, победителю и видам работ, останется связаться с компанией по телефону или email, которые есть на сайте компании и ли в справочниках. Важно сделать это в первые дни после подведения итогов, поэтому лучше держать наготове:

  • свое коммерческое предложение,
  • копию штатного расписания и правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, транспорт и т.д.
  • портфолио работ.

Дальше все зависит от заинтересованности победителя, вашего опыта и условий контракта.

Кто контролирует работу субподрядчиков?

Как правило, заказчик контролирует только работу основного подрядчика, а тот в свою очередь следит за работой субподрядчиков. Договариваться обо всех нюансах исполнения контракта (суммы и даты предоплат и авансов, виды работ, сроки их исполнения и т.д.) нужно именно с генеральным подрядчиком до начала работ.

Заказчик по 44-ФЗ контролирует работу субподрядчиков исполнителя в двух случаях:

  1. Если в документах закупки есть условие, что победитель закупки должен привлечь на субподряд малый бизнес (ч. 5 ст. 30 44-ФЗ). В этом случае генподрядчик заключает с представителем СМП типовой контракт, положения которого прописаны в постановлении правительства от 23.12.2016 № 1466. В частности, в типовом контракте есть такие условия:
    • оплатить работу за 15 рабочих дней с момента подписания акта-приемки.
    • предоставлять в течение 10 дней документ о приемке товара,
    • уведомлять о смене подрядчика и др.
  2. Если цена контракта больше 1 млрд руб. для федеральных нужд или 100 млн руб. для муниципальных нужд, а общая сумма работ, которые отданы на субподряд, больше 10% цены контракта. В этом случае генеральный подрядчик контракта предоставляет заказчику информацию о субподрядчиках (ч. 23 ст. 34 44-ФЗ).

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Участие субподрядчиков в исполнении контрактов в рамках закупок по контрактной системе — Статьи — Консалтинговая группа "Аюдар"

Участие субподрядчиков (соисполнителей) в выполнении контрактов с заказчиками, осуществляющими закупки по Закону о контрактной системе[1], в том числе бюджетными учреждениями, является распространенной практикой. В данной статье рассматриваются отдельные правовые вопросы, связанные с таким участием.

Нормы гражданского законодательства

В гражданском законодательстве возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей предусматривается при выполнении договоров подряда (привлечение субподрядчиков) и договоров возмездного оказания услуг (привлечение соисполнителей).

В отношении договора подряда говорится: «Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)» (ч. 1 ст. 706 ГК РФ).

А о договорах возмездного оказания услуг сказано, что если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, то исполнитель обязан оказать услуги лично (ст. 780 ГК РФ).

Кроме того, возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей (далее – субподрядчиков) допускается касательно договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 770 ГК РФ).

Нормы Закона о контрактной системе

В самом Законе о контрактной системе также имеются два отдельных положения, которые касаются привлечения субподрядчиков или соисполнителей. Рассмотрим эти положения.

Возможность для заказчика требовать обязательного привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНКО

В рамках предусмотренного в Законе о контрактной системе квотирования закупок у СМП и СОНКО[2] заказчик при определении поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – подрядчик) вправе прописать в извещении об осуществлении закупки требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированной некоммерческой организацией (СОНКО), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО[3]. Данное условие включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта, а названный объем учитывается в общем объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП И СОНКО, и включается в соответствующий отчет об этих закупках. Кроме того, в контрактах должно содержаться обязательное условие о гражданско-правовой ответственности подрядчиков за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков из числа СМП И СОНКО (ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе). Такая ответственность может быть выражена в установлении штрафа в определенном размере – например, 1% от цены контракта[4].

Обратим внимание, что процентный объем данного привлечения должен быть указан в контракте в виде фиксированного числа.

Если он будет прописан в диапазонном значении (допустим, «не менее 15%»), то, хотя иногда контрольные органы и могут счесть это допустимым[5], но в подавляющем большинстве случаев они расценивают такое как нарушение законодательства[6].

Вместе с тем следует помнить, что данное фиксированное число должно входить непосредственно в проект контракта, являющийся частью документации о закупке, а не «конкретизироваться» в контракте при его заключении – в противном случае тоже будет иметь место нарушение законодательства[7].

Кроме того, в соответствии с Законом о контрактной системе Правительство РФ в конце 2016 года утвердило типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО[8].

В условиях, которым должны следовать заказчики, устанавливающие в контрактах требование о таком привлечении, в числе прочего говорится, что объем этого привлечения должен быть не менее 5% от цены контракта, а подрядчик обязан в определенные сроки документально отчитываться перед заказчиком о фактическом привлечении СМП И СОНКО в качестве субподрядчиков и об оплате выполненных ими работ или оказанных услуг. Обратим внимание, что подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, в течение 30 дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора. Отметим, что эта норма аналогична норме, которая содержится в самом Законе о контрактной системе и касается сроков прямой оплаты заказчиком работ и услуг СМП и СОНКО в случае, если заказчик осуществляет у них прямые целевые (квотированные) закупки (ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе).

Читайте также:  Раздел общего имущества супругов после развода

Наконец, в Законе о контрактной системе присутствует норма, согласно которой заказчик обязан осуществлять контроль за предусмотренным контрактом привлечением подрядчиком к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 2 ст.

101 Закона о контрактной системе). Это лишний раз свидетельствует о значимости такого привлечения, а способом контроля на практике как раз является получение заказчиком соответствующей отчетности от подрядчика или исполнителя (см. выше).

Обязанность подрядчика в отдельных случаях предоставлять заказчику информацию о субподрядчиках

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при осуществлении закупки превышает определенный размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность подрядчика предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых превышает 10% цены контракта (ч.

23 ст. 34 Закона о контрактной системе). Размер НМЦК составляет 1 млрд руб. при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд и 100 млн руб. для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд[9]. Данная информация предоставляется заказчику подрядчиком в течение 10 дней с момента заключения им договора с субподрядчиком.

При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление обозначенной информации путем взыскания с подрядчика пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены договора, заключенного подрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком, а пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства (ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе). Также в случае непредоставления заказчику информации соответствующие сведения размещаются заказчиком в ЕИС (ч. 25 ст. 34 Закона о контрактной системе). Однако это – единственные возможные санкции, поскольку непредоставление названной информации подрядчиком не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию (ч. 25 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Отметим, что в практике контрольных органов и судебной практике отсутствие в проекте контракта соответствующего требования может служить одним из оснований для выдачи заказчику предписания о внесении изменений в документацию о закупке и продлении срока подачи заявок[10], а также признания факта совершения административного правонарушения[11], которое заключается в утверждении документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Правомерность запрета привлечения субподрядчика

Отдельного внимания заслуживает вопрос о правомерности запрета со стороны заказчика на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта. Сразу скажем, что правовая ситуация здесь неоднозначна, а официальные комментарии противоречивы.

Этот запрет может считаться неправомерным, поскольку в таком случае имеет место предъявление к участнику закупки требования о выполнении работы (оказании услуги) лично, а данное требование к участникам закупки не предусмотрено в Законе о контрактной системе[12].

С другой стороны, такой запрет может считаться правомерным, ведь он представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта после проведения закупки, а не требование к участникам закупки[13].

В практике ФАС есть случаи, когда этот запрет считается неправомерным[14]. А вот в судебной практике данный запрет может признаваться правомерным[15].

С учетом того, что гражданское законодательство предусматривает возможность такого запрета в самом договоре подряда и договоре возмездного оказания услуг, его все же стоит считать правомерным, по крайней мере, в отношении названных видов договоров.

Правомерность требования согласования субподрядчика

Кроме того, следует уделить вниманию вопросу, который касается правомерности требования заказчика о согласовании с ним субподрядчиков. Здесь тоже все зависит от того, имеется ли соответствующее требование в документации о закупке (проекте контракта, заключенном контракте). И опять же правовая трактовка правомерности данного запрета не совсем однозначна.

С одной стороны, это требование может считаться неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит такого требования, а заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные данным законом (ч.

6 ст. 31 Закона о контрактной системе). Причем в соответствии с гражданским законодательством исполнитель должен согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ (ч. 1 ст. 770 ГК РФ).

С другой стороны, это требование может считаться правомерным, поскольку, как и в вышерассмотренном случае с запретом на привлечение субподрядчиков, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора, соответственно, не является дополнительным требованием к участникам закупки и не противоречит условию Закона о контрактной системе, согласно которому заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение названного закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Однако как в практике ФАС, так и в судебной практике данный запрет признается неправомерным[16]. Поэтому все же рекомендуется придерживаться именно указанного подхода.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Статья 30 Закона о контрактной системе.

[3] Часть 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.

Чем отличается договор подряда от договора субподряда?

Договор подряда предусматривает комплекс взаимоотношений Заказчика и Подрядчика по выполнению определенной работы.

Российское законодательство выделяет:

  • бытовой подряд
  • строительный подряд
  • подряд на выполнение проектных и изыскательских работ
  • подрядные работы для государственных нужд

Договор подряда заключается на изготовление или переработку вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

Основные отличия договора подряда и договора субподряда

Договоры подряда и субподряда практически не отличаются друг от друга по предмету, структуре и целям заключения. Договор субподряда содержит те же условия, что и договор подряда. Существенным отличием двух документов является то, что на сделку с субподрядчиками могут влиять некие ограничения.

  • Чтобы понять, в чем отличие договора субподряда и договора подряда, нужно, в первую очередь, определить место субподрядчика в системе сделки. 
  • Договор субподряда предполагает взаимодействие трех сторон – заказчика, подрядчика, который имеет право передать некую часть работ сторонним организациям, и субподрядчика, в качестве которого и выступают сторонние исполнители.
  • Несмотря на то, что конкретным исполнителем работы является субподрядчик, Ответственность перед Заказчиком несет Генеральный подрядчик.
  • Отношения субподряда весьма распространены в современной практике, когда имеет место выполнение комплекса подрядных работ, например, при строительстве зданий.

Договоры подряда и субподряда весьма специфичны и сложны для проработки.

Их заключение, исполнение, а тем более, разрешение споров по ним без профессиональной поддержки квалифицированных юристов, крайне нежелательно, поскольку это сопряжено с многочисленными финансово-правовыми рисками. Адвокат Попыванов имеет огромный опыт работы в области составления договоров подряда и субподряда, а также опыт в разрешении споров по этим договорам как в досудебном, так и в судебном порядке.

Особенности договора субподряда

Подрядчик может привлечь субподрядчика, если в договоре не прописано, что он должен выполнить работу лично. Требование о личном выполнении работы подрядчиком может содержаться в конкурсной документации.

Договор субподряда должен составляться с учетом неких ограничений, которые помогут защитить законные права и интересы заказчика в том случае, если привлеченный генеральным подрядчиком субподрядчик недобросовестно выполнит свои обязательства. По закону заказчик может контролировать подрядчика в вопросах, связанных с привлечением субподрядчиков. Это право должно быть отражено в договоре субподряда в виде таких обязательств:

  • необходимость согласовывать субподрядчика с заказчиком или выбирать его из заранее составленного списка;
  • ограничение разновидностей и объема работ, которые могут выполняться субподрядчиком;
  • возможность контроля качества работ, выполненных субподрядчиком, и предъявления ему претензий;
  • право субподрядчика отказаться от выполнения работ, если генеральный подрядчик не выполнил свои обязательства по оплате.

Специалисты Адвокатского кабинета «Альянс» помогут оформить подрядную документацию и предоставит другие услуги, например, по абонентскому юридическому обслуживанию предприятий, в том числе выполняющих подрядные работы.

Субподрядчик понес расходы, не учтенные в договоре подряда

Вопрос: В ходе выполнения строительных работ субподрядчик понес дополнительные затраты, которые не были учтены при заключении договора.

Данные затраты возмещаются генподрядчиком на основании акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (далее — акт сдачи-приемки работ).

Облагаются ли налогом при УСН полученные от генподрядчика суммы возмещения?

Читайте также:  Некачественное оказание риелторской услуги

Ответ: Суммы денежных средств, полученные субподрядчиком от генподрядчика в качестве возмещения затрат, не предусмотренных договором, включаются в налоговую базу субподрядчика при УСН.

Обоснование: Возмещение дополнительных расходов, которые при заключении договора строительного подряда не были учтены в стоимости работ, при определенных условиях являются для субподрядчика составной частью доходов по договору строительного подряда, а именно доходом от возмещения дополнительных затрат по договору, которые не учтены при формировании первоначально установленной договором стоимости строительных работ. При этом возмещение дополнительных расходов должно быть предусмотрено договором .

  • Генподрядчик обязан сообщить заказчику о необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в проектно-сметной документации, и в связи с этим об увеличении сметной стоимости строительства .
  • В случае если генподрядчик не согласует дополнительные работы с заказчиком объекта и возместит их субподрядчику, то они будут у генподрядчика отнесены на убытки.
  • В бухгалтерском учете субподрядчика соответствующие доходы по договору строительного подряда отражаются по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг») .
  • При этом доходы от возмещения дополнительных затрат по договору определяются в размере их стоимости, подтвержденной первичным учетным документом, на день подписания документа принимающей стороной .

При выполнении строительных работ обязательными для применения всеми субъектами хозяйствования на территории Республики Беларусь являются акты сдачи-приемки работ, форма которых утверждена постановлением № 13. Акты сдачи-приемки работ, разработанные организацией самостоятельно, не применяются .

Объектом налогообложения налогом при УСН признается валовая выручка. При этом валовой выручкой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов .

С учетом особенностей деятельности отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы и валовой выручки включается стоимость проектных и строительных работ, в том числе выполненных третьими лицами, а также суммы, полученные (причитающиеся) в связи с расходами, связанными с выполнением указанных работ (в том числе с расходами, обусловленными проведением государственной экспертизы проектной документации), и не включенные в стоимость таких работ .

В рассматриваемой ситуации между генподрядчиком и субподрядчиком достигнуто соглашение о возмещении суммы затрат, не предусмотренных заключенным договором подряда, путем подписания акта сдачи-приемки работ. Что, в свою очередь, подтверждает надлежащее согласование дополнительных работ (затрат).

Таким образом, сумма возмещаемых генподрядчиком дополнительных затрат, не учтенных при заключении договора строительного подряда, включается субподрядчиком в налогооблагаемую базу при УСН на основании актов сдачи-приемки работ. При этом не имеет значения, согласованы данные затраты генподрядчиком с заказчиком или нет.

Субподряд по 44-ФЗ. Особенности применения закона

Тема привлечения субподрядчиков при исполнении государственных и муниципальных контрактов обсуждается еще со времен Закона № 94-ФЗ, но даже сегодня остается не менее актуальной и злободневной. Дело в том, что субподряд активно практикуется исполнителями и поставщиками, причем нередко заказчик об этом даже не подозревает.

Те не менее, так сложилось, что заказчики довольно предвзято и негативно относятся к субподряду. Этому есть определенные причины, но поговорим обо всем по порядку.

Что такое субподряд?

Субподряд в рамках контрактной системы — это передача обязанностей по исполнению контракта или какой-то их части третьим лицам. Заказчику следует понимать, что субподряд это такой же нормальный механизм системы госзакупок, как и многие другие. Само по себе явление субподрядных отношений при исполнении контрактов не является хорошим или плохим.

Закон No 44-ФЗ предоставляет возможность его использования, в то время, как добросовестность и эффективность такого исполнения контракта зависят исключительно от участника.

Почему субподряд — это плохо?

Начнем с того, что, конечно же, сказать о том, что субподряд это плохо, будет ошибкой. Как было упомянуто выше, это всего лишь один из элементов контрактной системы.

В руках добросовестного участника субподряд превращается в эффективный инструмент ведения бизнеса, позволяющий расширить рамки деятельности участника, исполнять контракты большего объема и эффективно распределять взятые на себя обязательства.

Почему же возникло негативное отношение со стороны заказчиков?

Ответ прост: виной всему недобросовестные поставщики, взявшие на вооружение схему, позволяющую получать прибыль, практически ничего не делая. Сама схема довольно проста и известна:

  • участник побеждает в конкурсе, аукционе или запросе котировок и заключает контракт с заказчиком;
  • затем он находит исполнителя, готового выполнить те же работы по более низкой цене, и заключает с ним договор субподряда;
  • субподрядчик приступает к выполнению работ на основании договора с победителем и завершает их в сроки, предусмотренные первоначальным договором между заказчиком и победителем;
  • победитель получает оплату от заказчика и рассчитывается с субподрядчиком, оставляя разницу в цене себе — эта сумма и будет его прибылью.

Минус такого подхода в том, что на исполнение контракта у субподрядчика значительно меньше средств, и это неизбежно сказывается на качестве работ.

Отдельно следует сказать о том, что существует определенная категория участников — их сфера интересов очень широка: от поставки канцтоваров до ремонта помещений. При этом такие участники ничего не делают самостоятельно и существуют только на бумаге. Вся их деятельность строится исключительно на привлечении субподрядчиков.

Субподряд с точки зрения Закона No 44-ФЗ

Закон о госзакупках имеет несколько положений относительно субподряда:

  1. Заказчик имеет право установить требование, в соответствии с которым участник, не являющийся СМП, обязуется привлечь для исполнения условий контракта субподрядчиков из числа СМП в объеме, установленном заказчиком. В тексте контракта прописывается конкретный объем такого привлечения в виде процентов от цены контракта, а также меры ответственности за нарушение данного условия.
  2. В том случае, если цена контракта превышает 1 млрд. руб. (для федеральных нужд) или 100 млн. руб. (для муниципальных нужд), исполнитель обязан предоставить заказчику данные о привлекаемых им субподрядчиках, если общая сумма таких привлечений превышает 10% от цены контракта.

Запрет на привлечение субподрядчиков

Есть ли у заказчика возможность установить запрет на привлечение субподрядчиков, не нарушая закон? Мнения представителей ФАС на этот счет разнятся, поскольку с одной стороны устанавливая подобный запрет, заказчик предъявляет к участнику необоснованное дополнительное требование, не предусмотренное Законом № 44-ФЗ. С другой стороны, такой запрет можно расценить как требование не к самому участнику, а к порядку и способу исполнения контракта.

Иными словами, решение в данном случае будет зависеть исключительно от того, какую позицию займет то или иное представительство ФАС.

Выводы

Исходя из практики можно сделать несколько выводов относительно рассматриваемой нами темы:

  • устанавливая в документации о закупке запрет на привлечение субподрядчиков, заказчик втягивает себя в авантюру, результатом которой может оказаться негативное для него решение контролирующего органа;
  • следует объективно оценивать, имеют ли вообще какой-либо практический смысл попытки ограничить привлечение субподрядчиков;
  • установить наличие факта привлечения субподрядчиков зачастую не составляет труда, в этом случае заказчику следует быть максимально внимательным при приемке и экспертизе, поскольку будет ясно, что затраты субподрядчика на исполнение условий контракта были значительно меньше изначально предусмотренных.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Как получить госзаказ, не участвуя в торгах: руководство для субподрядчиков

Индивидуальные требования определяются генподрядчиком. Как правило, речь идёт об определённой материально-технической базе, кадровых ресурсах, опыте и других профессиональных качествах. Разумеется, генподрядчика будут интересовать цена договора и сроки исполнения обязательств.

Где искать генподрядчиков в госзакупках и как с ними договариваться

Основной способ поиска генподрядчиков в госзакупках — мониторинг активных и завершённых закупок своей отраслевой направленности.

Как варианты:

  1. Сделать акцент на конкретных участниках, с которыми хотелось бы заключить договор, и отслеживать их участие в торгах.
  2. Подготовить выборку компаний, которые часто или постоянно привлекают субподрядчиков, и мониторить их участие в закупках.

Не помешает наладить контакты с определёнными компаниями, которые участвуют в госзакупках и привлекают субподрядчиков. Можно даже заранее заключить договор о намерениях.

В остальном работают все те же каналы продвижения и поиска заказчиков, что и в обычной деловой практике.

Если вас заинтересовал конкретный заказ, свяжитесь с победителем торгов, затем сделайте предложение, представив свои условия, портфолио и подтверждение способностей выполнить контракт.

Перед обращением к подрядчику обязательно нужно оценить риски. За внешне выгодным контрактом могут скрываться проблемы.

Риски субподрядных отношений в госконтрактах

Участие в госконтракте, пусть и на условиях субподряда, привлекает надежностью и возможностью записать в свой актив успешное выполнение госзаказа. Но это не значит, что здесь меньше рисков, чем при заключении договоров с обычными контрагентами. На самом деле для субподрядчика генподрядчик — это такой же контрагент, как и вне системы госзакупок.

Читайте также:  Возмещение работодателю затрат на обучение в связи с увольнением

Обязательные правила для субподрядчика:

  1. Проверить контрагента-генподрядчика (репутация, долги, судебная история).
  2. Изучить закупочную документацию, проект контракта (подписанный контракт), требования к исполнителю, наличие запретов или ограничений на участие субподрядчиков, требования и объём работ для субподрядчиков МСП или СОНКО.
  3. При наличии запретов или ограничений на участие субподрядчиков выяснить, почему контрагент идёт на нарушение, чем он руководствуется и как это скажется на субподрядчике.
  4. Четко определить и согласовать условия субподряда, которые предполагается указать в договоре.
  5. Выяснить, кто ещё будет привлечён в качестве субподрядчика, на каких условиях и как это скажется на исполнении госконтракта и договоров субподряда.

Если этого не сделать, будут неопределённость и скрытые риски. Нельзя чрезмерно доверять генподрядчику, как и нельзя полностью полагаться на него, его опыт, репутацию и влияние.

Зачастую генподрядчики находятся в положении сильной стороны. Они, как правило, готовят проект договора с субподрядчиками и диктуют свои условия. Нередко просят начать выполнение договора до его подписания, а это уже чревато убытками.

Однако нельзя считать, что за исполнение госконтракта в целом отвечает только генподрядчик. Субподрядчик обязан выполнить свою часть контракта. И если что-то пойдёт не так, заказчик первично предъявит претензии к генподрядчику, а тот — субподрядчику.

Если госконтракт будет расторгнут, вовсе не факт, что субподрядчик получит свои деньги, по крайней мере без споров и разбирательств.

Как исполнять контракт

Обязанность субподрядчика — неукоснительно соблюдать условия договора с генподрядчиком. Многие только этим и ограничиваются, не вдаваясь в подробности госконтракта. Однако значение имеет всё.

Как правило, только из анализа совокупности генподрядных и субподрядных отношений можно чётко понять:

  1. Кто, как и в каком объёме исполняет госконтракт.
  2. Кто, перед кем и в каком порядке отчитывается об исполнении госконтракта.
  3. Кто и в каком порядке вправе контролировать исполнение госконтракта.
  4. Кто и как отвечает за нарушения.

Именно поэтому так важно изучить все условия госзакупки и заключённого по её результатам контракта. Если условия субподряда идут вразрез с условиями госконтракта, это повод задуматься и уточнить у подрядчика, почему есть несостыковки.

Оформление субподряда в рамках госзаказа

О том, какого характера соглашение необходимо подписывать между подрядчиком и субподрядчиком в рамках выполнения работ по госзаказу, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Игорь Котыло и Аркадий Серков.

С предприятием в рамках выполнения работ по государственному оборонному заказу был заключен государственный контракт. При этом предприятие получило право привлекать к ведению работ субподрядчиков.

Может ли такое предприятие настаивать на заключении с субподрядчиком КОНТРАКТА, а не договора — при том, что текст этого контракта является зеркальным отражением госконтракта, включая требование его обеспечения.

Именование договора субподряда, заключаемого исполнителем государственного контракта, также «государственным контрактом» некорректно, однако само по себе не влечет для сторон каких-либо негативных последствий.

Включение в такой договор положений, аналогичных условиям государственного контракта, в целях исполнения которого договор заключается, не обязательно. Однако заказчик по такому договору — подрядчик по государственному контракту, вправе обусловить само заключение такого договора включением таких положений.

Обоснование вывода. Прежде всего отметим, что «контракт» — латинское слово, которое означает то же, что и «договор» по-русски. Поэтому в публицистике, деловом обороте и юридической науке слова «договор» и «контракт» являются синонимами.

Вместе с тем в нормативных актах термин «контракт» может использоваться для именования некоторых категорий договоров, чтобы отделить их от прочих. Это касается и выделения нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 2005 г.

N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) государственных контрактов. Так, согласно ч. 1 ст.

9 Закона N 94-ФЗ под государственным контрактом понимается договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд.

Практически то же определение дается в ГК РФ, хотя и только применительно к государственным и муниципальным контрактам на поставку товаров (ст. 525 ГК РФ) и на выполнение подрядных работ (ст. 763 ГК РФ). Эти категории договоров регулируются отдельными нормами: параграф 4 главы 30 ГК РФ и параграф 5 главы 37 ГК РФ соответственно, хотя к ним применяются и общие положения о купле-продаже (п. 5 ст. 454 ГК РФ) и подряде (п. 2 ст. 702 ГК РФ) соответственно.

Как видим, главным определяющим условием для квалификации договора как «государственного контракта» является то, что со стороны заказчика он заключается именно государственным заказчиком, к которым согласно ч. 1 ст.

4 Закона N 94-ФЗ относятся получатели федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.

Соответственно, договор, заключаемый иными лицами, в том числе — подрядчиками по государственному контракту, не может быть квалифицирован как «государственный контракт».

При этом законодательство также не требует именовать какие-либо договоры, включая государственные контракты, определенным образом и не устанавливает каких-либо негативных последствий за «неправильное» наименование документа.

Однако в любом случае при рассмотрении спора в судебном порядке суд в силу ст. 431 ГК РФ будет толковать договор исходя из существа возникающих из него обязательств, а не из названия или применяемой терминологии. А из ч. 6 ст.

13 АПК РФ следует, что суд в первую очередь будет применять к договору те нормы, которые прямо регулируют возникающие из него обязательства.

Соответственно, договор, заключенный лицом, не являющимся государственным заказчиком, не будет квалифицирован как государственный контракт, даже если он будет заключаться в целях исполнения государственного контракта, и к нему нормы ГК РФ и Закона N 94-ФЗ о государственных и муниципальных контрактах применяться не будут.

Напомним также, что Закон N 94-ФЗ применяется при размещении заказов государственными и муниципальными заказчиками, а также бюджетными учреждениями (ч. 2 ст. 1 указанного Закона).

Под размещением заказов понимаются действия, совершаемые в соответствии с Законом N 94-ФЗ указанными лицами по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей и заключению с ними соответствующих контрактов или иных гражданско-правовых договоров (ст. 5 Закона N 94-ФЗ). Соответственно, требования, установленные ст.

9 и другими нормами Закона N 94-ФЗ к условиям контрактов, применяются именно только к контрактам и гражданско-правовым договорам, заключенным вышеуказанными лицами в соответствии с этим Законом. К договорам, заключаемым для обеспечения исполнения этих контрактов, эти требования не применяются.

Исключение составляют случаи исполнения государственного оборонного заказа. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 1995 г.

N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» примерные условия государственного контракта (контракта) на выполнение оборонного заказа определяются Правительством Российской Федерации, а согласно пп. «а» п.

7 примерного государственного контракта на выполнение опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 41, условия этого государственного контракта подлежат включению исполнителем в контракты с соисполнителями.

В остальных же случаях условия договора субподряда, заключенного с целью исполнения государственного контракта, определяются в соответствии с общими нормами гражданского законодательства. В связи с этим напомним, что согласно принципу свободы договора, закрепленному п. 1 ст. 1, ст.

421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В данном случае законом или иными правовыми актами не предусмотрена обязанность сторон по включению в заключаемый ими договор условий, аналогичных условиям государственного контракта, установленных Законом N 94-ФЗ.

Однако, исходя из того же принципа свободы установления договорных отношений, исполнитель государственного контракта — заказчик по договору субподряда вправе предложить потенциальному контрагенту включение в договор субподряда таких условий и отказать от заключения такого договора в случае отказа.

Adblock
detector