Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447
Многие первоклашки не воспринимают классные часы всерьез, считая, что этот урок специально предназначен для отдыха. На самом деле не стоит занижать значимость предмета, поскольку он хоть и не оценивается, но имеет огромное значение.
Так и получается, что многие современные школьники настойчиво уверены: если не ставят оценки, значит такой урок не является важным.
Однако это не совсем так, поскольку важны не отметки в дневнике, а сами знания, полученные в ходе этого развивающего занятия.
Хотя, конечно, классные часы для школьников больше пользы приносят именно учителям, но позволят также развивать и выявлять способности учеников.
Почему? Дело в том, что у конкретного педагога появляется уникальная возможность узнать своего ученика лучше, пообщаться с ним в так называемой неформальной обстановке, а также достоверно разузнать обо всех его стремлениях и увлечениях в повседневной не школьной жизни. Проще говоря, таким игровым и ненавязчивым способом можно легко найти контакт со всеми своими «подопечными», заполучить их симпатию и доверие. Однако никогда не забывать о присутствующей в школьных стенах и за ее пределами субординации.
Но что собой представляют классные часы для младших школьников? Итак, классный час — это неотъемлемая составляющая любого учебного процесса, а такой предмет обязательно включен в еженедельное расписание. Как правило, преподают его один раз в неделю, причем организатором является классный руководитель.
Это может быть увлекательная лекция, воспитательная работа, приятный диалог, познавательная викторина либо выполнение психологических тестов.
В любом случае, задача учителя — максимально приблизить к себе учеников, донеся до их сознания, что в школе важны не только хорошие отметки и полученные знания, но и примерное поведение и личностные качества.
Однако не стоит читать детям монотонную лекцию о правилах поведения, иначе они просто уснут, потеряв всякий интерес к дальнейшей учебе.
Лучше всего такой познавательный урок организовать в игровой форме, увлекая ребят и демонстрируя свой творческий потенциал, как педагога.
Например, темой одной лекции сделать «Знакомство с семьей», а другого «Жизненные цели школьников». Вариантов может быть огромное количество.
Чтобы такие занятия пользовались заметной популярностью, рекомендуется помнить несколько элементарных правил при их непосредственной организации и проведении.
Во-первых, не собирать огромное количество скучной повествовательной литературы, поскольку она вряд ли увлечет юных сорванцов. Во-вторых, в течение одного урока выполнять пару физминуток, которые позволят отвлечься от надоевшей учебы и переключить свои мысли, да и отдохнуть несколько минут тоже не помешает.
В-третьих, обязательно стоит организовывать коллективные игры, викторины или конкурсы, чтобы все ученики могли принять в них непосредственное участие. В-четвертых, приветствуется активность учителя, как личного примера. В-пятых, в конце урока желательно систематизировать полученные знания, чтобы не уходить домой с пустой головой.
В-шестых, ребята могут садиться на таком уроке с тем, с кем захотят, но при этом вести себя прилежно.
И последнее: тема урока выбирается в произвольной форме, либо по предварительно оглашенному желанию со стороны учеников. Такие несложные правила позволят провести урок не только весело, но и с большой пользой для детского саморазвития.
Не исключено, что классный час для младших школьников очень скоро станет любимым предметом.
Так что обязательно стоит всеми способами привить заинтересованность к этому уроку, объяснив, что даже отсутствие оценок ничуть не уменьшает ценность данного предмета.
Если говорить о начальных классах, то такие познавательные уроки чаще всего охватывают природоведение, азы этики и эстетики, психологию, политику и даже экономику, то есть направлены на расширение детского кругозора и мировоззрения. Возможно, именно поэтому их делают неотъемлемой частью всего учебного процесса в любой российской школе и не только.
Рассуждая о воспитательных целях классных часов, можно выделить четыре основных задачи. Во-первых, необходимо создать все требуемые условия для проявления и становления детской индивидуальности, а также развития творческих способностей каждого школьника.
Во-вторых, поведать ученику о красотах и богатстве всего окружающего мира, общества да и самого человека. В-третьих, индивидуально сформировать эмоционально-чувственную сферу и моральные ценности каждого ребенка.
В-четвертых, обеспечить самые благоприятные условия для учебы и общения со сверстниками.
Соответственно, можно сделать вывод, что такие еженедельные занятия созданы специально для детей, чтобы морально и физически адаптировать их в школьных стенах и подготовить к независимой жизни и прилежной учебе.
Если следовать всем советам и рекомендациям учителя, то процесс обучения может легко превратиться в хобби и приятное времяпровождение.
Однако добиться таких результатов можно исключительно при негласном контакте ученика и учителя, в противном случае проблем не избежать не только с учебой, но и с поведением.
Отдельно хочется выделить следующую информацию: классный час права школьника защищает, причем обучает умению ими своевременно пользоваться. Однако также напоминает и о той великой ответственности, которая возложена на его хрупки плечи вместе с рюкзаком. Так что, внимательно слушая увлекательные лекции учителя, в школе можно чувствовать себя «рыбой в воде».
Если вернуться к красноречивой теории, то стоит отметить, что основными компонентами обязательного классного часа являются следующие наименования: целевой, содержательный, организационно- деятельный и оценочно-аналитический. А теперь подробнее, что это такое, и какие индивидуальные характеристики содержит в своем загадочном названии.
Итак, в первом случае речь идет о так называемых «целевых установках», которые связаны с индивидуальными особенностями развития того или иного ученика. То есть крайне важно изучить его привычки и образ жизни, а также выяснить приоритеты и жизненную позицию.
Во втором случае содержание классного часа включает исключительно тот дидактический материал, который просто необходим для дальнейшей самореализации и самоутверждения ученика начальной школы.
В третьем случае обязательно требуется дать ученикам возможность самостоятельно организовать классный час, что особенно важно для детской заинтересованности, получения жизненного опыта, а также проявления волевых качеств, лидерства и индивидуальности.
Ну а в четвертом случае желательно выполнить подытоживающее занятие, которое позволит дать каждому ученику наиболее приемлемую характеристику. Такое знание как раз и поможет учителю установить со своим подопечным зрительный интуитивный контакт.
Так что теперь вполне очевидно, что такие увлекательные и оригинальные в своем содержании занятия являются бесценными и для ответственного учителя, поскольку тот может наконец-то разобраться, какие же ученики попали к нему в класс и максимально раскрыть весь их творческий потенциал. Характерные уроки помогут найти к каждому ребенку индивидуальный подход, наладить контакт и, как говорится, держать ситуацию под своим контролем в любой ситуации, которая может произойти в школьных стенах.
Чтобы урок прошел с пользой, детей нужно не только заинтересовать, но и стимулировать на будущее. Если все проделано верно, то в конце занятия самые активные и любознательные ученики предложат свою кандидатуру для дальнейшей организации урока.
Не стоит отказывать детям в их стремлении, ведь учебные часы как раз и предназначены для школьных экспериментов.
Учителю будет значительно проще, поскольку нет необходимости готовить всю программу урока, достаточно просто «накидать» план лекции для своего спокойствия и перестраховки.
Если инициативу проявляют первоклассники, то рекомендуется готовить следующий урок сообща, поскольку маленькие дети порой теряют чувство времени. Такие совместные подготовки также сближают, позволяя учителю и ученику поладить между собой.
Так что можно смело заявить, что классные часы — это с пользой проведенное время, как для учеников, так и для учителей. Так что не стоит прогуливать и отменять такие занятия, тем более что они вписаны в учебный процесс.
Отсутствие таких уроков негативно отражается на учебном классе, поскольку отсутствует чувство сплоченности коллектива.
Когда классный час решил провести учитель, то должен в подготовку включить несколько учеников, выдав им дополнительное задание. Это могут быть сценки, стихи, пересказ или выполнение рисунков. Такие домашние упражнения должны полностью соответствовать тематике предстоящего урока и лаконично его дополнять.
Как правило, завуч или директор не посещают такие познавательные уроки, однако всегда стоит ждать неожиданности.
Качественно проведенное занятие — это показатель ответственности и квалификации классного руководителя, поэтому по поведению, работе, успеваемости и прилежанию учеников можно сделать вывод о профессиональной подготовке конкретного специалиста.
Родители также должны не игнорировать классные часы, а обязательно интересоваться у своего чада, какая будет тема на предстоящем занятии. К нему также важно заранее готовиться.
Евгения Пастернак об объяснениях Министерства образования: Получается, на ОБЖ и классные часы ребенку ходить не обязательно?
Классные и информационные часы не являются уроками Павел МАРТИНЧИК
Уважаемая «Комсомольская правда»!
Из ответов Министерства образования на вопросы ваших читателей появилось много новых вопросов.
«В соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования на 2017/2018 учебный год больше всего уроков у учеников 6 — 9-х классов: 30 — 31 час в неделю (5 — 6 уроков в день). В профильных 10 — 11-х классах недельная учебная нагрузка — 31 час, а это значит, что 4 дня у школьников по 6 уроков и 1 день — 7 уроков. Но это только в 10 и 11 классах!»
30 — 31 час в неделю для учеников 6 — 9-х классов — это 6 уроков каждый день и в один день 7. (6 уроков х 5 дней = 30, 31 час — седьмой урок в любой из дней.)
Чем 31 час для 6 — 9-х классов отличается от 31 часа для 10 — 11-х? Почему в первом случае это 5 — 6 уроков, а во втором 6 — 7?
К слову, 31 час для учеников, например, седьмых классов, — это рабочая неделя без ОБЖ, классного и информационного часа.
То есть полная нагрузка — 33 часа плюс информационный час.
То есть ОБЖ и классные часы не влезают в нормы? Правильно?
«По желанию родителей в школе проводят факультативные занятия, посещение которых не является обязательным»
Когда?
Седьмыми уроками? Это противоречит САнПИну.
«Информационный час проводится один раз в неделю в дни наименьшей учебной нагрузки у учащихся».
Каждый день шесть уроков, один день семь. Какой из этих дней считать наименьшей нагрузкой?
«Таким образом, обязательные учебные занятия не должны заканчиваться в 15.35. Если в вашей школе так, это нарушение. Стоит пойти к директору и просить, чтобы изменили расписание, ссылаясь на СанПиН».
Читаем следующий ответ:
«В школах и гимназиях должны предусматриваться перерывы длительностью не менее 15 минут в количестве, необходимом для организации горячего питания учащихся с учетом количества школьников и мест в столовой, но не менее двух — чтобы была возможность организовать динамическую перемену. Плюс перерыв длительностью не менее 15 минут между первой и второй сменами учебных занятий».
И предыдущий:
«В соответствии с Санитарными нормами и правилами учебные занятия в учреждениях образования должны начинаться не ранее 8.00 в первую смену, не позднее 14.00 — во вторую смену. Но оптимальным является начало учебных занятий с 9.00».
- Считаем:
- 7 уроков по 45 минут = 315 минут
- Три обязательные перемены по 15 минут = 45 минут
- Еще три перемены по 10 минут в случае семи уроков = 30 минут
- 315+45+30 = 390 минут время в школе в случае семи уроков (6 часов 30 минут)
Если уроки начинаются в 9 утра, то 7 уроков закончатся в 15.30.
Правильно ли я поняла, что в 15.35 уроки заканчиваться не должны — это нарушение. А должны заканчиваться в 15.30, и это будет правильно?
«Типовым учебным планом общего среднего образования на 2017/2018 учебный год, утвержденным постановлением Министерства образования, предусмотрены учебные часы на проведение факультативных занятий, которые финансируются за счет бюджета»
Повторяю вопрос: куда ставить эти факультативы? Седьмыми уроками? Это противоречит СанПиНу.
«Классные и информационные часы не являются уроками и не должны стоять в расписании вообще»
А проводить их должны когда? Без них и ОБЖ — 31 час, это максимально возможная загрузка.
И вдогонку — обязательно ли посещение ОБЖ?
Мне бы очень хотелось, чтоб ответ был не от абстрактного Министерства образования, а от конкретного человека с именем и фамилией. Чтобы в случае необходимости ссылаться не на статью в газете, а на человека.
- С уважением, Евгения Пастернак.
- ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Писательница и мама школьницы — Министерству образования: «Учителя вынуждены заниматься чем угодно, только не уроками!»
- Евгения Пастернак написала открытое письмо чиновникам (читать далее)
- Минобразования о письме Пастернак: «Все проблемы высосаны из пальца»
- Министерство прокомментировало открытое письмо писательницы Евгении Пастернак по просьбе «Комсомолки» (читать далее)
Кому и зачем нужен классный час?
В сервисе «Советы» педагоги не так давно обсуждали практику проведения классных часов. Поводом к обсуждению стал вопрос учителя о том, кому нужны классные часы в старшей школе, если дети всеми силами демонстрируют, что им они точно не нужны.
Классные часы необходимы!
Отвечавшие на этот вопрос педагоги были единодушны: классные часы необходимы! Вот некоторые ответы:
«Классный час очень даже нужен. Подростки проводят своё время в интернете и часто не интересуются историей, политикой и прочими нужными вещами. Об этом и нужно им рассказывать в доступной для них форме».
«Классный час нужен всем! Это живое общение! И надо проводить его в форме обсуждения радостей и проблем, которые возникают у обучающихся».
«Я учитель с большим стажем педагогической работы и чем больше я работаю, тем сильнее убеждаюсь ,что Классные часы нужны».
«Я считаю, что классные часы просто необходимы в школе. Во-первых, учитель может узнать микроклимат класса, его интересы, проблемы, желания. Во-вторых, именно с помощью воспитательного часа (анкетирование, диспуты, круглые столы и т,д,) классный руководитель составляет план мероприятий и воспитательных часов (руководствуясь интересами детей и их родителей)».
А что думают школьники?
Я, размышляя о роли классного часа в воспитательной работе классного руководителя, поговорила с несколькими знакомыми старшеклассниками, спросив у них, что они думают о классном часе и какие классные часы им запомнились. Мои собеседники тоже были единодушны: классные часы – это пустая трата времени!
Вот как ответили на мои вопросы школьники:
«Классный час – это дань традиции. Может быть, когда-то они и были интересны детям, но сейчас толку от них никакого. Я не могу вспомнить ни одного классного часа, на котором было бы нескучно: обычно либо речь идет о каких-то организационных вопросах, либо классный час напоминает урок истории, на котором рассказывается о Сталинградской битве или полете Гагарина в космос».
«Не помню, чтобы на классном часе обсуждалось что-то интересное».
«У нас прогрессивный классный руководитель, она не мучает нас классными часами. Если надо, на перемене собираемся у нее в кабинете, решаем какие-то проблемы насчет экскурсии, подготовки к концерту или пробного ЕГЭ, и расходимся. Полноценные классные часы у нас были только в средней школе, и я уже не помню, о чем там шла речь».
«Если бы была возможность обсудить то, что нас действительно волнует, наверное, это было бы интересно. Но у нас на классном часе либо говорят о вреде курения и алкоголизма, либо о всяких памятных датах. Каждый год одно и то же. Нам это не нужно».
Ориентироваться на интересы детей
«Но как же так?!» — подумала я, выслушав все эти мнения. Учителя в «Советах» писали, что они понимают, насколько важно выбирать интересную для учеников тему классного часа, привлекать самих детей к подготовке этого урока.
Вот, например:
«Тема классного часа должна заинтересовать детей. Пусть дети выберут свою тему, которая им интересна».
«Классный час- это встреча с детьми. Готовить классные часы гораздо сложнее, чем обычный урок. Если вы к ним внимательны и готовы беседовать не только на темы, которые волнуют вас, как педагога, но и о том, что волнует ребят, то ваши встречи станут нужными и полезными.
Для начала предложите темы и выявите ту, которая востребована. Придумайте фишку для классного часа. Что-то такое, что можно получить только на классном часе и больше нигде (маленький презент, розыгрыш, переходящий знак, музыкальный подарок и т.д.
) Обязательно привлекайте в подготовке лидеров класса, детей, которых уважают за какие-либо успехи. И формы стоит менять».
«Я стараюсь проводить классный час своим студентам завуалировано, без громкого объявления темы. Просто начинаю рассказывать «о жизни», они это очень любят, а потом подвожу к какому-то выводу. Так многие темы классных часов проникают к студентам».
«Нужно вовлечь детей в процесс подготовки классного часа, выбирать темы интересные для учащихся».
«Темы должны быть детям важны, интересны, многогранны и полезны. И готовить классные часы должны сами дети, сами выбрать тему. У детей должна быть возможность высказать свое мнение по тому или иному вопросу и услышать мнение других».
«Обсудите с детьми, а что им «не пофиг», ведь не обязательно сидеть в кабинете, можно пойти на берег реки и просто поговорить, сходите в кафе и послушайте музыку, дайте возможность детям подготовить диспут о молодежных движениях или пригласите их в детский дом. Только сам учитель может сделать классный час важным в воспитании — вы же педагогику изучали».
«Очень важно поинтересоваться, что не по фиг. Какая тема интересна. Пусть это будет нечто даже на первый взгляд страшное, противоречивое. Даже лучше если в нем будет проглядывать противоречие.
И обязательно надо дать всем высказаться. Возможно, сначала анонимно задать вопросы темы, а затем самим ответить на эти вопросы.
Только учитель, я думаю, должен еще обязательно найти еще провокационные вопросы по теме».
«Есть много способов привлечь учащихся к тем темам, которые ИХ волнуют. Конечно, им не интересно то,. что мы предлагаем (нам кажется, что им должно быть интересно). Исходим из желаний учащихся.
В старших классах те дети, которые с детства приучены к необходимости серьёзных разговоров об их проблемах и проблемах их социума, на 80-85 % делают всё сами, а классный руководитель подсказывает и тайно руководит, делая так, что всё — заслуга и труд самих учащихся.
Я хочу сказать, что в этом плане с детьми нужно работать с детства».
И тут я окончательно запуталась. Учителя в Советах пишут о том, что надо с детьми обсуждать те темы, которые им интересны, а дети мне говорят, что никакие интересные темы с ними на классных часах не обсуждают.
Тематический план классных часов
Я потратила пару часов на поиск в интернете тем классных часов, которые проводятся в современной школе. Не знаю уж, насколько найденные мной списки тем имеют отношение к действительности, но они выложены на сайтах школ, в некоторых случаях даже с конкретными датами проведения.
Приведу один такой список. Это тематический план классных часов в 10 классе в 2017-2018 учебном году.
Урок Мира. Символика России. Классный час, посвященный профилактике экстремизма Профилактика ДТП с участием детей, правила поведения вблизи дорог (в том числе и железной дороги) и в транспорте, правила поведения вблизи дорог (в том числе и железной дороги); правила пользования малолитражным транспортом (скутеры, мотоциклы, мопеды и т.п.
) Единый классный час «Молодежь – за здоровый образ жизни!» Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения # Вместе ярче Классный час, посвященный профилактике преступлений против детей.
Классный час, посвященный вопросам полового воспитания и профилактики заболеваний, передающихся половым путем Классный час по интернет-безопасности Безопасные каникулы: профилактика правонарушений и преступлений против детей, курения, наркомании, алкоголизма, ДТП (в том числе и на ЖД транспорте) и пожаров Классный час — 100 лет революции 1917 года в России.
Классный час — Международный день толерантности.
Всероссийский открытый урок «День единых действий по информированию детей и молодежи против ВИЧ/СПИДа «Знание – ответственность – здоровье» Классный час, посвященный Дню Конституции Российской Федерации Классный час — День Героев Отечества в России Безопасные каникулы: профилактика правонарушений и преступлений против детей, курения, наркомании, алкоголизма, ДТП (в том числе и на ЖД транспорте). Правила поведения на льду. Классный час «Твой выбор» по профилактике курения Классный час, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста . Классный час, посвященный разгрому советской армией немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Классный час — День юного героя-антифашиста Классный час, посвященный Дню Российской науки Классный час по профилактике проявления жестокости и экстремизма «В службе честь!» — классный час, посвященный Дню защитника Отечества Классный час — День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества Классный час по профилактике ДТП (в том числе и на ЖД транспорте): «Дорога — зона повышенного внимания». (Анализ причин и последствий безответственного поведения вблизи автомобильного и железнодорожного транспорта. Значение светоотражательных элементов одежды и аксессуаров) Классный час, посвященный выбору президента России. Классный час, посвященный Дню космонавтики. Классный час по правовому воспитанию. Классный час — День пожарной охраны. Классный час — День памяти Чернобыльской трагедии Классный час — У войны не детское лицо Классный час — Профессиональное самоопределение «Я хочу, я могу» Классный час по профилактике конфликтов
Безопасные каникулы: профилактика правонарушений и преступлений против детей, курения, наркомании, алкоголизма, ДТП (в том числе и на ЖД транспорте). Правила поведения на воде.
Возникают вопросы: какие из этих тем реально интересны современным подросткам? На какие из этих тем может получиться интересный и живой разговор в классе? Почему выбраны именно такие темы?
Это еще одна формальность
Эти вопросы я задала учителю, классному руководителю 10 класса, Светлане Борисовне Черкасовой.
— Я абсолютно согласна с тем, что классный час, особенно в старших классах необходим. И точно так же поддерживаю мысль, что темы нужно выбирать с учетом интересов детей, лучше всего – вместе с ними. Но в реальности я лишена возможность претворять эту хорошую идею в жизнь.
Потому что темы примерно половины классных часов – это требование администрации или каких-то учреждений. Регулярно в школу спускаются требования провести мероприятия, посвященный такой-то теме или другой.
Все классные часы, посвященные ПДД, ЗОЖ, вреде табакокурения, наркомании, алкоголизма, безопасному поведению на водоемах, безопасному обращению с огнем, опасности ВИЧ и т.д. мы не просто обязаны включить в план, провести, но и должны сдать заму по воспитательной работе конспекты, а иногда еще и сделать фотофиксацию и предоставить фотографии.
Конечно, хороший учитель может и на любую набившую оскомину в зубах тему провести интересный, живой и увлекательный разговор, но я признаюсь честно – у меня нет времени и сил полноценно готовить классный час каждую неделю. Максимум, что я могу, — взять готовые методические материалы и провести классный час с их помощью.
И да, я понимаю, что большинству детей на классном часе скучно. Но я стараюсь компенсировать это нормальным человеческим общением на переменах, после уроков, во время поездок на экскурсии. А классные часы?… Ну что ж, это еще одна формальность. Провести, отчитаться и забыть.
Ясности у меня так и не появилось. Кому же реально нужен классный час в современной российской школе?
Классный час: о чем и зачем говорить?
Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся правильной системы отношений к обществу и окружающему миру.
Можно ли вообще сформировать правильную систему отношений? Чем старше становятся дети, тем более индивидуальный подход требуется для их воспитания. Если в начальных классах рассказ о бережном отношении к природе не вызывает противодействия, то серьезные моральные вопросы в подростковом возрасте нередко могут привести к внутреннему бунту школьника.
Классный час в начальной школе: мнение учителя
Чтобы вникнуть в проблему, мы поговорили с опытным классным руководителем начальных классов одной из московских школ – Надеждой Ивановной.
– Что такое в вашем понимании классный час? Почему он нужен? Дело в том, что кто-то считает это «официозом» и «обязаловкой». Но что реально можно сделать в таком формате?
Классный час – это урок, направленный на понимание и развитие нравственных качеств ребёнка и решение каких-либо проблемных ситуаций. К сожалению, в нынешнее время огромного количества нагрузки как педагогов, так и детей, проводится он исключительно по обязательным темам.
Мне кажется, если подходить творчески к данному вопросу, то возможен любой формат проведения: от обычного урока до квеста. Здесь «загвоздка» только в загруженности педагогов и нашем нежелании тратить время ещё и на разработку какого-то мега-крутого урока.
При наличии интересной опоры и свободы выбора (а не той самой «обязаловки»), думаю, что можно сделать интересный урок.
– Какие темы можно поднимать на классном часе в начальной школе?
Я бы уделила большее внимание воспитанию нравственности и темам из истории нашей страны. Дети сейчас совершенно не знают свою историю, не знают, что за праздник 9 мая, почему его отмечают, даже относятся к ВОВ с насмешкой. Также можно брать уроки на темы, посвященные эмоциям и настроению. Например, рассказывать детям о том, как влияют на нас те или иные эмоции.
Ещё хорошо было бы включить уроки по профориентации. Ребятам просто необходимо элементарное знакомство с профессиями! Причем, с более сложными, чем классические врач и полицейский.
Обязательны также занятия, посвященные медицине и гигиене.
– Видела в Интернете такую тему классных часов «Как найти друзей» или даже «Классный час о совести». Сложно ли говорить с ребятами о морали?
По поводу понятий морали, так как я являюсь еще и педагогом светской этики, то могу с уверенностью сказать: дети не знают, что такое мораль. Путаются в терминах, в своем понимании.
И это касается не только понятия морали, если спросить: «Что такое добро?», «Что такое совесть?», дети впадают в ступор. Слова для них знакомые, но об их значении сказать они не могут (даже 4 класс), поэтому более логично – мой совет коллегам – начать вводить эти понятия пораньше.
Подобные вещи стоит объяснять через знакомые им жизненные ситуации, причем, чем легче – тем лучше.
– Как вовлечь ребят в обсуждение темы, если они совсем не заинтересованы и откровенно скучают или смеются над сложными вопросами?
Вовлечь детей будет проще всего, если вы будете говорить с ними на равных, на понятные для них темы и разбирая понятные ситуации из жизни. Прежде всего ребенок должен понимать: для чего ему все это рассказывается.
Скучают дети только в том случае, если они а) не понимаю, для чего б) не понимают, о чем. Если тема будет касаться самих детей, им станет намного интереснее! Ну и, конечно, можно использовать формат ролевой игры.
– С какими трудностями вы сталкивались в своей практике?
Трудности бывали как раз в незаинтересованности и в непонимании. Разбирая ВОВ, дети откровенно смеялись, потому что эта война от них далеко, а что такое смерть они не понимают.
– Откуда учителю взять информацию для подготовки классного часа? Дайте совет молодым начинающим педагогам.
Материала для подготовки к урокам сейчас огромное множество. Больше всего его в интернете. Не думаю, что покупать конкретные пособия – стоящая трата. Главное: всегда проверять материал, отбирать то, что будет подходить вашим детям и обрабатывать под них.
Классный час: полезная инфографика для педагога
Классный час и подростковый кризис – как не наступить на мину?
«Маленькие детки – маленькие бедки, большие детки – большие бедки». Это крылатое родительское выражение вполне применимо к ученикам старших классов в школе. Они смеются над войнами, иронизируют над вопросами морали, цинично реагируют на попытки классного руководителя выведать у них о чувствах и высмеивают тех, кто говорит о своем мнении открыто.
Что делать?
Любая «обязаловка» в школе, особенно, в старших классах, приводит к низкой вовлеченности и даже негативу.
Каким бы культурным человеком ни был подросток но, если классный руководитель сначала показывает трагический фильм, а потом призывает всех обязательно высказаться (возможно, ожидая определенных ответов), то подросток почувствует себя в театре имени лицемерия.
Совершенно нормально, если у подростка не возникнет абсолютно никаких эмоций насчет фильма или темы. Также совершенно нормально, если в нем заговорит желание «быть не как все» и замкнуться в своих собственных чувствах.
Старшекласснику может быть неприятно делиться своим внутренним ощущением темы. И это чувство необходимо уважать и держать определенную дистанцию, не вторгаясь в личностное поле.
Иначе вы рискуете получить жесткую и циничную реакцию, а воспитательная функция будет сведена на нет, – комментируют в Национальном ресурсном центре наставничества МЕНТОРИ («Рыбаков Фонд»).
Получается, чтобы не наступить на мину, иногда стоит просто ее обойти. В конце концов, с помощью ролевой игры, квеста или самостоятельного обсуждения без формата «вопрос – ответ – неверный ответ!», мина может подойти сама, как в истории с горой.
Скачать инфографику «Направленность классного часа»
Минобразования: уроки оптимально начинать в 9.00, а факультативы и классный час можно проводить в 8.00
Фото из архива
2 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Уроки в школе оптимально начинать в 9.00, а факультативы и классный час можно проводить в 8.00. Об этом сообщила сегодня начальник управления общего среднего образования Министерства образования Светлана Уклейко во время онлайн-конференции в Белтелерадиокомпании, сообщает БЕЛТА.
Светлана Уклейко напомнила: в школе помимо уроков проходят факультативные и стимулирующие занятия, уже несколько лет как введен час здоровья и спорта. «У нас классные руководители не всегда могут по расписанию состыковаться со своими детьми, чтобы провести классный час.
Да, учебные занятия, оптимально, по рекомендациям медиков, начинать с 9.00. Родители как приводили детей, идя на работу, к 8 часам, так и будут приводить. Но зато сейчас действительно есть возможность классному руководителю провести классный час с 8.00. Можно прийти на факультативные занятия.
Тот, кто их не посещает, придет в школу к 9.00″, — рассказала представитель министерства.
По ее словам, в данном случае речь идет не столько об изменении времени начала занятий, сколько о том, что нужно рационально составить расписание и внутри учреждения правильно перераспределить занятия. «Дети будут заканчивать свою работу в школе с уроками, факультативами, всеми дополнительными занятиями, как и раньше.
Просто произойдет небольшое изменение. Тем более что пик работоспособности, об этом тоже уже не единожды говорили, наступает как раз к 10 часам. Мы и рекомендуем: не проводите первым уроком математику… Но невозможно в школе поставить всем физкультуру или трудовое обучение, если даже в ней по одному классу в параллели.
Поэтому таким образом решаем проблему», — пояснила Светлана Уклейко.
«Сейчас задача руководителей учреждений образования — посмотреть на все очень внимательно и просчитать, как организовать процесс, исходя из возможностей учреждения.
Они должны подумать, как сделать плавный переход к этим новшествам, чтобы не пострадали дети, которые будут учиться во вторую смену», — считает специалист. По ее мнению, если есть возможность начать учебу с 9.00, стоит ею воспользоваться.
«Это будет точно на пользу детям», — уверена представитель министерства.
Светлана Уклейко также подчеркнула: пока нет четкого правила, что с 1 сентября занятия будут начинаться в 9.00. «Предложение такое есть, оно поступило, именно уроки начинать с этого времени. Но все равно нужно директорам вместе с администрацией и родителями поработать и посмотреть, как это организовать. Есть масса вопросов.
Для школы, которая работает в первую смену, одно решение. Для школы, работающей в две смены, — другое. Тем более что у нас фактически все школы разделены на три группы: одна группа работает с 8.00, вторая — с 8.30, и третья — с 9.00. Говорить, что кардинально что-то поменяется и мы что-то сломаем, нельзя», — заключила специалист.
-0-
Подписывайтесь на нас в
Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!
Обязаны ли дети посещать в школе факультативы
Сколько факультативов может посещать старшеклассник и какие из них являются обязательными, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в комитете по образованию Мингорисполкома.
— Факультатив — это занятие по выбору учащегося. Однако есть такое понятие, как обязательный факультатив. Его посещают все школьники. В нынешнем учебном году это факультатив по основам безопасности жизнедеятельности.
Он проводится во 2—8-х классах, — рассказала заместитель начальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Наталья Иванова.
— Остальные факультативы могут быть организованы по запросу родителей, и ребенок посещает их по желанию.
По ее словам, такие занятия прежде всего направлены на развитие у ученика интереса к какому-либо предмету. Они бывают в том числе музыкальной, хореографической, военно-патриотической направленности и могут проводится с 1-го класса.
— Особое место занимают дополнительные занятия профессиональной направленности. Такие факультативы проводятся начиная с 8-го класса и, как правило, 1-2 раза в неделю. Например, «Введение в педагогическую профессию» — для учащихся в педклассах, — пояснила Н. Иванова.
Сколько бесплатных факультативов после уроков может посещать ребенок, определяется индивидуально в каждом учреждении образования.
— Однако стоит не забывать о таком понятии, как максимальная учебная нагрузка школьника. Она определена Министерством образования Республики Беларусь для каждого класса, — заметила Н. Иванова.
— Например, максимально допустимая недельная нагрузка десятиклассника — 34 часа, из них 31 час — изучение учебных предметов в рамках школьного расписания, один — «Час здоровья и спорта».
Остается два часа, которые можно использовать для факультативов.
По словам представителя комитета по образованию Мингорисполкома, родителям не следует настаивать на том, чтобы ребенок посещал максимально возможное количество дополнительных занятий.
— Каждый школьник — индивидуальность. У него есть личные желания.
И этим надо руководствоваться родителям при выборе дополнительных занятий, тогда сын или дочь будут их посещать с интересом на протяжении всего учебного года.
Важно, чтобы мамы и папы поддерживали этот интерес: спрашивали об успехах и результатах. Такое участие в образовательной жизни ребенка особенно необходимо в младшей школе, — считает Н. Иванова.
Сколько дней можно пропустить школу без справки в 2021 году
Ребенок может пропускать школу по семейным обстоятельствам или остаться дома из-за легкого недомогания. В каких случаях ему придется получать справку от педиатра в подтверждение того, что школьник здоров, а когда можно обойтись без нее?
Рассмотрим, сколько дней можно пропустить школу без справки, разрешены ли пропуски и что за это грозит?
Что изменилось в 2021 году
Допустимое количество дней пропуска школы и детского сада регулируется санитарными правилами — СанПинами.
Данные нормы регулируют правила организации учебного процесса и разработаны для профилактики инфекционных заболеваний среди учеников и воспитанников.
Например, как вести себя учителям, при обнаружении у ребенка признаков болезни, какие меры предосторожности нужно соблюдать и когда школе следует запросить медицинскую справку о состоянии здоровья для допуска к занятиям.
В 2021 году начал действовать новый СанПин СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Обновленные правила будут применяться вплоть до 2027 года.
Допустимое количество дней пропуска школы без справки
По семейным обстоятельствам
Новый СанПин 2021 года не содержит прямого ответа на вопрос, сколько можно не ходить в школу без справки от педиатра. Основополагающий закон «Об образовании» также никак не регулирует разрешенное количество дней пропуска школы без посещения врача.
Но это не означает, что даже после одного дня пропуска ребенку нужно получать справку о том, что он здоров. Впрочем из СанПина, не следует и то, что при пропуске занятий по семейным обстоятельствам справка от педиатра не нужна в принципе.
Хотя некоторые образовательные учреждения неверно трактуют санитарные правила и начали требовать справку за каждый пропуск. Если в Вашем учреждении установлены подобные требования, попросите ознакомиться с документом, на которых они основаны. Если такой документ отсутствует, то претензии необоснованны.
Так как в санитарных правилах ответа на вопрос о том, сколько можно пропускать школу, нет, родители могут ориентироваться на сроки, которые содержатся в локальных актах школы.
Право образовательной организации утверждать собственные правила внутреннего распорядка опирается на п.3 ст.28 Закона об образовании.
К слову, большинство школ продолжают придерживаться негласного принципа «3 или 5 дней» относительно разрешенного пропуска занятий без справки.
В случае, если локальные акты школ также не содержат указание на допустимую продолжительность пропусков, также можно учесть:
Если ребенок отсутствовал в школе дольше положенного (например, более 5 дней) ему нужно получить справку об отсутствии контактов с инфекционными больными и о состоянии здоровья.
По болезни
В п.2.9.4 СанПиНа СП 2.4.3648-20 четко сказано, что если пропуск был связан с заболеванием или недомоганием, то справка от педиатра потребуется в любом случае, независимо от количества пропущенных дней.
Даже если ребенок пропустил один день из-за легкого недомогания, врач должен подтвердить, что у школьника нет противопоказаний для посещения занятий. В справке от врача для школы должны быть указаны диагноз и продолжительность болезни.
Для справки. В Москве еще осенью 2021 года отменили бумажные справки от врача для школ. Теперь сведения о болезни, продолжительности и освобождениях от физкультуры и других занятий автоматически поступают из поликлиники в систему ЕМИАС.Школа и доступны учителям уже в день открытия больничного.
Когда нужна справка в школу, а когда – нет
Итак, вопрос о необходимости посещения врача и получения справки перед началом занятий в школе можно решить следующим образом:
Справка не нужна | Справка нужна |
Ребенок пропустил занятия по семейным обстоятельствам. Допустимые сроки пропуска без справки могут содержать локальные акты школы, либо родители могут ориентироваться на срок в 5 дней из рекомендаций Минобразования или на «разумные сроки» из Гражданского кодекса. |
Если пропуск был связан с болезнью, перед школой нужно сходить в поликлинику и получить от врача справку. Справка нужна даже при пропуске одного дня из-за легкого недомогания. |
Могут ли исключить из школы за пропуски
Полный перечень основания для исключения ребенка из школы перечислен в ст.61 ФЗ «Об образовании». В их числе:
- инициатива родителей, в том числе, при переводе в другую организацию;
- если ребенка зачислили в школу незаконно;
- по инициативе школы в случае применения дисциплинарного взыскания к школьнику старше 15 лет, если он не может освоить образовательную программу;
- по обстоятельствам, которые не зависят от воли ученика, его родителей и самой школы – например, если школу ликвидируют.
Таким образом, сами по себе пропуски не являются основанием для исключения ребенка из школы. Особенно, если ребенок пропускает занятия по уважительной причине. Но если речь идет о систематических прогулах (пропусках без уважительной причины) и они стали причиной неуспеваемости, то ребенка могут отчислить. Но только при условии, что он старше 15 лет.
При систематических пропусках за ребенком могут установить дополнительный контроль, чтобы не допустить его отставания.
Как написать заявление в школу о пропусках
Чтобы подтвердить наличие уважительной причины для пропуска занятий, родитель может подать заявление, в котором он сообщит о предстоящем отсутствии ребенка в школе. Документ оформляют на имя директора школы или классного руководителя до пропуска занятий.
В заявлении нужно изложить причину отсутствия. Это может быть общая формулировка «по семейным обстоятельствам» или конкретная уважительная причина:
- участие в спортивных соревнованиях;
- прохождение диагностических обследований или курса реабилитации после болезни;
- свадьба, похороны, участие в судебном заседании;
- необходимость присмотра за родственниками;
- погодные условия.
Также в заявлении необходимо указать:
- ФИО родителя и ученика;
- класс, в котором учится ребенок;
- продолжительность отсутствия;
- подпись родителя;
- дата подачи заявления.
В некоторых школах заявления просят сопроводить надписью о том, что ответственность за жизнь и здоровье ученика и прохождение им учебного материала (опираясь на п.2 ст. 63 Семейного кодекса).
Куда и как пожаловаться на школу
Если в школе установлены неразумные сроки по вопросу предъявления справок (в частности, документ запрашивают после однодневного пропуска), либо запрашивают ненужные обследования (например, пройти тест на коронавирус перед допуском к занятиям), родители могут пожаловаться на школу.
Жалоба составляется в свободной форме и может быть адресована в следующие инстанции:
- управление, комитет, департамент образования в регионе;
- местное управление Рособрнадзора;
- региональное подразделение Роспотребнадзора .
В жалобе на школу стоит указать:
- наименование инстанции, в которую она передается;
- наименование школы;
- ФИО родителя, его адрес и контактные данные для связи;
- ФИО ребенка;
- нарушения, допущенные школой;
- требования по устранению нарушений.
- Жалоба должна также содержать дату и подпись заявителя.
Образец жалобы на школу можно скачать тут.
Краткое содержание
- Новый СанПин 2021 года не регулирует вопрос, сколько можно пропустить школу без справки по семейным обстоятельствам.
- Допустимое количество дней пропусков не по причине болезни школа должна утвердить в локальном документе.
Если данный вопрос школа никак не регулирует, можно ориентироваться на сроки в 5 дней или разумные сроки из Гражданского кодекса.
- По действующим нормам справка от педиатра всегда нужна при пропуске занятий по болезни, независимо от количества дней пропуска.
- Чтобы пропуски не приравняли к прогулам родителям необходимо написать заявление на имя директора или классно руководителя о предстоящих прогулах.
- За пропуски школы по уважительной причине ребенка не могут отчислить.
Если школа предъявляет неадекватные требования по вопросам предъявления справок, то можно пожаловаться на ее действия в Рособрнадзор и Роспотребнадзор.