Привлечение к ответственности председателя ТСЖ

Как правило на семинара в интернете говорят нам в основном об административных наказаниях управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК и руководителей этих организаций за нарушения при осуществлении управления МКД. Но  мало кто напоминает руководителям и Управляющим Организациям о том, что при выявлении различных правонарушений могут применять не только административные меры наказания, но и уголовные!

Сегодня мы хотим подробно разъяснить тему ответственности руководителей Управляющих Организация сферы ЖКХ с точки зрения уголовного наказаний: за что могут привлечь руководителя УО и УК, ТСЖ, ЖСК к уголовному наказанию?

Административные правонарушения в России строго регламентируются КоАП РФ и ЖК РФ  и ,наверняка, все руководители и председатели, знакомы как с перечнем правонарушений, так и с соответствующими штрафными санкциями. Уголовная ответственность в сфере ЖКХ при осуществлении деятельности по управлению МКД наступает реже.

Юристы ЖКХ-Проф подготовили для вас перечень деяний, за которые УК, ТСЖ и ЖСК, в том числе и их руководители, могут быть привлечены к уголовной ответственности в 2019-2020 гг..

В соответствии с нормами УК РФ уголовная ответственность может наступить как по общим основаниям для всех физических лиц в РФ, так и при совершении действий (или бездействий), связанных конкретно с деятельностью по управлению жилыми домами. Мы рассмотрим подробнее ответственность и наказания, связанные именно с профессиональным управлением многоквартирных домов:

1.       Подделка протоколов и решений общих собраний собственников

Большинство руководителей и председателей знают о том, что подделка протоколов и/или решений собственников на общем собрании подлежит уголовной ответственности, – ч.ч. 1 ст. 327 УК РФ. 

Ответственность руководителя УО:

Подделка, изготовление или оборот поддельных документов в соответствии с действующим законодательством карается принудительными работами или лишением свободны на срок от нескольких месяцев до 4 лет. А также мерой пресечения может быть штраф в размере до 80 тыс.рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.

2.       Ненадлежащее исполнение обязанностей и причинение крупного ущерба или вреда здоровью в связи с этим

Нередко наказывают руководителей УК, ТСЖ и ЖСК за причинения тяжкого вреда здоровью или смерти физ.лицам по причине того, что УО ненадлежащим образом выполняла обязанности по содержанию и ремонту МКД.

Примеры знакомы всем: гибель людей из-за неисправности лифта, обрушения балконной плиты, сход льда или снега с крыш (что особо часто случается в Санкт-Петербурге).

Ответственность руководителя УО:

Если был причинен тяжкий вред здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ) руководителю или председателю грозит штраф в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 6 месяцев, либо обязательные работы на срок до 48 часов, исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 3 лет.

Если из-за ненадлежащего выполнения обязанностей по содержанию и ремонту МКД кто-то погиб, то судить руководителя УО будут по ч. 2 ст. 109 или ч. 3 ст. 238 УК РФ. Наказываются данные преступления по разному в зависимости от степени ущерба и количества пострадавших лиц.

Ответственность руководителя УО:Привлечение к ответственности председателя ТСЖ

исправительные или принудительными работы на срок до 4 лет, либо ограничение или лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как на определенный срок, так и без такового.

Если УО отключила в квартире электроэнергию и это стало причиной крупного ущерба имуществу собственников или всего дома, причинило тяжкий вред здоровью или, что еще хуже, привело к смерти человека, то руководителя или председателя будут судить по ч.ч. 1, 2 ст. 215.1 УК РФ. Важное условие: судом должно быть установлено, что действия УО по отключению/ограничению КУ были незаконными и именно они привели к ущербу.

3.       Присвоение имущества собственников или платежей за ЖКУ

Руководители и/или сотрудники управляющих организаций, в том числе ТСЖ и ЖСК также могут быть привлечены уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством по статье мошенничество.

Самыми частыми преступлениями оказываются махинации, связанные с ОИ собственников, его ремонтом, а также расходованием средств, оплаченных собственниками за КУ и капремонт. Данные преступления попадают под статью мошенничество с использованием служебного положения – ч. 3 ст. 159 УК РФ.   

Если преднамеренное неисполнение договоров стало причиной ущерба дому в крупном (от 3 млн рублей) или особо крупном (от 12 млн руб.) размере, то ответственность судом будет определена по ч.ч. 5, 6, 7 ст. 159 УК РФ.

Также  УО могут попасть под уголовную ответственность при управлении многоквартирными домами за присвоение или растрату имущества собственников, их денежных средств с использованием служебного положения.

Это может быть как присвоение платежей собственников за ЖКУ, так и продажа каких-либо элементов или объектов, входящих в состав общего имущества собственников, заключение заведомо невыгодных сделок.

Пример: На УО завели уголовное дело за хищение денежных средств собственников. Виновного осудят по ч.ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ.

Ответственность руководителя УО:

Штраф до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательными или исправительными работами на срок от 360 часов до 1 года, ограничением свободы до 2 лет, принудительными работами до 2 лет лет, либо арестом до 4 месяцев или лишением свободы до 2лет. 

4.       Деятельность УО без лицензии и уклонение от уплаты долгов

Руководителей или председателей управляющих организаций могут осудить, если УО, возглавляемая им, занималась управлением МКД без лицензии.

Если УК, ТСЖ или ЖСК собирала с собственников платежи и получила от своей незаконной деятельности доход или причинила ущерб свыше 2,25 млн рублей, то ответственность попадает под ч. 1 ст. 171 УК РФ в случае.

Если сумма ущерба в итоге превысила 9 млн рублей, то обвинители будут апеллировать к ч. 2 ст. 171 УК РФ.Привлечение к ответственности председателя ТСЖ

  • Ответственность руководителя УО:
  • штраф от 100 до 500 тыс руб или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период 1-3 лет, принудительными работами или лишением свободы до 5 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес.
  • Не стоит забывать, что руководителя УК или председателя ТСЖ/ЖСК могут наказать по этим статьям за иную деятельность без получения лицензии на определенный вид деятельности, принесшую большую прибыль: на вывоз ТБО,  обслуживание лифтового оборудования или оборудования пожарной безопасности и пр.

Также все вы хорошо знаете, что за УО могут лишить лицензии за непогашение долгов перед РСО . Однако мало кто помнит, что уклонение от уплаты долга в сумме более 2,25 млн рублей после того, как задолженность был уже подтверждена в судебном порядке, руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ.

Ответственность руководителя УО:

штраф до 200 тыс.рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, обязательными работами на срок до 480 часов или принудительными работами до 2 лет, арестом или лишением свободы на срок до 2 лет.

5.       Проникновение в квартиру без разрешения проживающих

Сотрудникам УК, ЖСК или ТСЖ в некоторых ситуациях необходимо попасть в квартиры собственников: например, для осмотра общедомовых коммуникаций, которые проходят через квартиры, для проверки приборов учёта. Они имеют на это право согласно пп. «б» п. 32, «е» п. 34 ПП РФ № 354. Однако УО не имеют право врываться в квартиры без разрешения их собственников.

Если сотрудники УО проникли в квартиру без разрешения собственника, то законодательство расценивает действия сотрудников как незаконное проникновение в жилое помещение против воли проживающих с использованием служебного положения – ч. 3 ст. 139 УК РФ.Привлечение к ответственности председателя ТСЖ

Ответственность:

штраф до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 мес, либо обязательными работами на срок до 360 часов, исправительными работами на срок до 1 года или арестом на срок до 3 месяцев.

6.       Нарушение требований безопасного проживания в доме из-за действий или бездействия УО

Как мы все помним, УК, ЖСК и ТСЖ отвечают за содержание и ремонт ОИ в МКД, а также за создание условий для безопасного проживания люде. Если же из-за ненадлежащего исполнения УО своих обязанностей произошёл несчастный случай, в результате которого сильно пострадали или даже погибли жители дома, руководитель и сотрудники УО будут наказаны по УК РФ.

Нарушение требований безопасности при проведении строительных работ: При проведении ремонтных работ в доме на человека/людей обрушились строительные леса, возведённые для ремонта фасада дома, или он/они отравились газом, парами красок, что причинило тяжкий вред здоровью.  К негативным последствиям относят потерю слуха, зрения, психические расстройства, утрату трудоспособности и пр. Судить ответственных будут по ч.ч. 1–3 ст. 216 УК РФ.

Требований пожарной безопасности: В соответствии с договором управления УО отвечает за пожарную безопасность в доме, в том числе следит за тем, чтобы не были захламлены коридоры, пожарные выходы, открывались входные двери, в надлежащем состоянии содержалась электропроводка в доме и пр. Если в доме случится пожар, огонь причинит значительный ущерб имуществу/здоровью людей, кто-то погибнет, и вина УО в этом будет доказана, то судить виновных будут по ч.ч. 1–3 ст. 219 УК РФ

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил: Руководителя и сотрудников УО будут судить по УК РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в случае распространение в доме или на придомовой территории крыс, которые являются переносчиками опасных заболеваний. Если это станет причиной массового заболевания или отравления людей, то УО, не принявшую вовремя мер по дератизации, ждёт наказание по ч.ч. 1, 2 ст. 236 УК РФ.

Читайте также:  Образец Жалобы на Постановление Мирового судьи по Делу об административном правонарушении (Апелляционная инстанция)

Ответственность:

Штраф до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, ограничением свободы до 3 лет, принудительными работами или лишением свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности.

Уголовная ответственность в отношении руководителей УО предусмотрена дополнительно в том случае, если они не исполнили требования вступившего в силу судебного акта или препятствовали их исполнению (ст. 315 УК РФ).

Главной особенностью почти всех ситуаций, когда руководителям УК, ТСЖ и ЖСК грозит уголовная ответственность за их действие/бездействие при управлении УО и МКД, является причинение ущерба в крупном и особо крупном размере,причинение вреда здоровью или же смерть одного или более лиц. При этом использование сотрудниками своего служебного положения при совершении противоправных действий отягчает их вину и делает наказание за них более строгим. УК РФ по указанным выше преступлениям предусмотрены разные виды наказаний.

Специалисты ЖКХ-Проф помогают руководителям управляющих организаций как Санкт-Петербурга, так и др.городов России избежать уголовной ответственности с помощью предварительных и своевременных консультаций.

Для записи на личную консультацию по самым сложным вопросам звоните по тел. +7 812 327-09-10 или по эл.почте info@gkhhelp.ru

Как привлечь к ответственности председателя ТСЖ

Привлечение к ответственности председателя ТСЖ

Вопрос привлечения к ответственности председателя ТСЖ становится актуальным в тот момент, когда его действия (по результатам проверки ревизионной комиссии) в какой-либо мере поспособствовали причинению ущерба товариществу. Ущерб ТСЖ может быть объективно оценен специально сформированной ревизионной комиссией, которая вправе контролировать деятельность председателя ТСЖ

В том случае, если факт нарушения был выявлен, он должен подтвердиться актом нанесения ущерба ТСЖ. По результатам проведенного аудита может быть оценен размер материального ущерба и принято решение о методах его возмещения.

Законодательные нормы для председателя ТСЖ: регламентация ответственности

Ответственность председателя ТСЖ регулируется законодательными нормами, несмотря на то, что в Жилищном Кодексе налагаемая на него ответственность не регламентирована.

Особенность должности председателя в ее выборности и отсутствии официального документального подтверждения для физического лица, которое ее занимает.

Однако бездействие и конкретизация аспектов деятельности прописаны в должностной инструкции, равно как и степень материальной ответственности председателя ТСЖ. 

Уголовная ответственность председателя ТСЖ

Уголовная ответственность председателя ТСЖ может быть регламентирована по статьям Уголовного Кодекса РФ, включающим ответственность за:

  • злоупотребление полномочиями;
  • растрата материальных средств;
  • халатность;
  • присвоение имущества, принадлежащего третьим лицам;
  • мошенничество и т.д.

Исполнение трудовой функции особого характера председателем ТСЖ должно быть зафиксировано в трудовом договоре, однако, закон не исключает заключение договора гражданско-правового характера. В то же время вопрос оплаты или деятельности на добровольных началах регулируется Уставом Товарищества, образец которого включает все необходимые для освещения ответственности пункты.

Важно! Для того чтобы избежать подобных судебных разбирательств. При формировании должности председателя ТСЖ его ответственность должна быть четко прописана в должностной инструкции или Уставе. Важно указать при этом не только границы ответственности, но и возможные меры взыскания.

Ответственность председателя ТСЖ – статьи

Статьи, по которым регулируется ответственность председателя ТСЖ, как таковой, не существует. Однако последствия его деятельности могут быть рассмотрены аспекте действия ст. 151 ЖК, ст. 6.4 КоАП, ст.

7.22 КоАП и прочих. Дисциплинарная и полная материальная ответственность правления ТСЖ наступает в случае заключения трудового договора, который, в свою очередь, регулируется Трудовым законодательством.

 

Важно! В том случае, если имело место преступление материального характера, но первичная бухгалтерия товарищества отсутствует или была украдена, привлечь к ответственности председателя ТСЖ невозможно. Однако если будет доказан факт кражи относительно самого ответственного лица (председателя), то суд может привлечь его по факту злоупотребления полномочиями, мошенничества или растраты. 

Разумный подход – помощь профессиональных юристов по вопросам ТСЖ

Юридическая компания «Правосфера» оказывает бесплатные юридические консультации по вопросам несения председателем ТСЖ ответственности в случае нанесения материального ущерба товариществу.В своей работе мы руководствуемся актуальными законодательными нормами и должностными инструкциями председателя ТСЖ

Мы поможем вам защитить свои права и подготовить пакет необходимых для взыскания компенсации документов. Разрешение споров и передача исковых заявлений в суд – наш профиль. Свяжитесь с нашими экспертами уже сегодня и получите исчерпывающий ответ на вопрос о том, как привлечь к ответственности председателя ТСЖ. «Правосфера» — это выбор людей, готовых бороться за свои права!

Куда жаловаться на ТСЖ его председателя, ответственность и обязанности

Содержание

  • 1 Правление ТСЖ: права и обязанности
    • 1.1 Обязанности ТСЖ по содержанию дома
  • 2 Ответственность членов правления ТСЖ
  • 3 Тсж не выполняет свои обязанности куда обращаться, как заставить работать
  • 4 Если правление ТСЖ нарушает устав, как быть
  • 5 Что делать, если председатель ТСЖ не предоставляет документы
  • 6 Как снять председателя ЖСК с должности, куда жаловаться на него
    • 6.1 Заявление в ОБЭП на председателя ТСЖ, образец
  • 7 Кому жаловаться на ТСЖ, алгоритм действий собственников МКД
  • 8 Обращаемся в прокуратуру
  • 9 Когда стоит обращаться с жалобой повторно
  • 10 Обращаемся в суд

Собственники многоквартирных домов нередко сталкиваются с ситуацией, когда правление ТСЖ или избранный председатель ненадлежащим образом выполняет свои функции. В данном случае возникают вполне логичные вопросы – что делать? Как бороться с нарушителем? Куда можно пожаловаться? Найти ответы поможет настоящая статья.

Правление ТСЖ: права и обязанности

В соответствии с жилищным законодательством одним из способов управления общим имуществом многоквартирного дома является создание товарищества собственников жилья.

Так, основные полномочия, которыми обладает данный орган, подробно расписаны в п. 1 ст. 137 ЖК РФ. В этот перечень входят следующие права:

  • заключение договора управления МКД, а также иных соглашений, связанных с содержанием и распоряжением общим имуществом собственников квартир;
  • утверждение сметы расходов и доходов на год;
  • установка размеров платежей и взносов, которые должны вносить владельцы МКД;
  • передача денег и материальных ценностей лицам, которые на основании договора выполняют определённые работы или услуги для ТСЖ;
  • продажа, передача или обмен собственности товарищества;
  • предоставление во временное пользование активов, принадлежащих собственникам МКД (если это не нарушает их интересы);
  • заключение различных сделок, соответствующих целям и задачам деятельности ТСЖ;
  • прочие права.

Основные обязанности, которые должно выполнять товарищество собственников жилья, обозначены в ст. 138 ЖК РФ. Сюда входит следующее:

  • осуществление управления МКД;
  • выполнение обязанностей, закреплённых в рамках договора;
  • ТСЖ должно обеспечивать надлежащее техническое и санитарное состояние общего имущества владельцев квартир;
  • содержание и ремонт жилого дома;
  • представление интересов жильцов в государственных органах, в суде, а также перед третьими лицами;
  • ведение реестра членов ТСЖ и его своевременное направление в органы жилищного надзора и др.

Обязанности ТСЖ по содержанию дома

Привлечение к ответственности председателя ТСЖОсновные правила содержания общего имущества многоквартирного дома подробно расписаны в Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491.

Так, в п.10 раздела I упомянутого выше нормативного акта написано, что общее имущество владельцев квартир должно содержаться в состоянии, соответствующем требованиям, прописанным в законодательстве, действующем в следующих сферах:

  • санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
  • техническое регулирование;
  • защита прав и интересов потребителей.

Таким образом, на представителей ТСЖ возлагаются следующие обязанности по содержанию жилого дома:

  • обеспечение надежной и безопасной эксплуатации МКД;
  • соблюдение прав и интересов собственников жилья;
  • подготовка инженерных коммуникаций, общедомовых счетчиков и иного оборудования к подаче коммунальных ресурсов;
  • проведение регулярных проверок состояния жилого дома с целью своевременного выявления и устранения возникших неисправностей;
  • уборка помещений общего пользования, включая придомовой земельный участок;
  • обеспечение пожарной безопасности дома;
  • организация текущего и капитального ремонта;
  • подготовка общего имущества квартировладельцев к сезонной эксплуатации и т.д.

Ответственность членов правления ТСЖ

В соответствии с положениями ст. 144 ЖК РФ выделяют два органа управления ТСЖ:

  • общее собрание членов;
  • правление товарищества.

Стоит отметить, что в жилищном законодательстве не содержится четкое определение видов ответственности, которую несут члены правления.

В то же время, в силу того, что такое объединение собственников является юридическим лицом, то члены его правления отвечают за ущерб, причинённый в результате совершения ими неправомерных действий (п. 2 ст. 53.1 ГК РФ).

Так, члены правления ТСЖ могут понести следующие виды ответственности:

  1. Гражданско-правовую – она наступит в том случае, если упомянутые должностные лица будут ненадлежащим образом выполнять свои прямые обязанности, закрепленные в уставе и внутренних регламентах.
  2. Административную – регулируется положениями КоАП РФ. Главным образом, члены правления товарищества могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 7.23.2 9 (отказ от передачи технической документации МКД), ст. 7.22 (несоблюдение правил содержания общего имущества жилого дома) и др.
  3. Уголовную – такой вид ответственности наступает в том случае, если имели место мошеннические действия, совершенные членами ТСЖ (ст. 159 УК РФ), нецелевое расходование общих денежных средств (ст. 160 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ) и иные виды уголовно наказуемых деяний.

Тсж не выполняет свои обязанности куда обращаться, как заставить работать

На практике нередко происходят ситуации, когда жильцы дома недовольны качеством услуг, оказываемых ТСЖ. В большинстве случаев причины связаны с ненадлежащим исполнением членов товарищества их прямых обязанностей.

Так, поводом для недовольства может быть:

  • отсутствие ремонта в подъезде;
  • аварийное состояние крыши;
  • грязь и антисанитария на лестничных площадках и в лифтах;
  • включение в квитанцию на оплату ЖКХ дополнительных сборов, о целевом назначении которых ничего неизвестно;
  • некорректное поведение (грубость, хамство и т.д.);
  • иные причины для недовольства собственников квартир.
Читайте также:  Когда можно ездить по выделенной полосе – правила и нюансы движения по автобусной полосе

В данной ситуации есть несколько разных способов воздействия на ТСЖ, пренебрегающее своими функциональными обязанностями. Можно предпринять следующие действия:

  1. Написать официальную претензию на имя председателя товарищества, содержащую просьбу об устранении возникших проблем.

Направлять такое заявление следует даже в том случае, если жильцы заранее уверены в том, что это не принесет результата. Дело в том, что такой документ в дальнейшем понадобится при обращении в вышестоящие инстанции.

  1. Если правление ТСЖ никак не отреагировало, то следующим шагом может быть направление официальной жалобы в компетентные органы.
  2. Также при наличии каких-либо имущественных споров (например, причинение материального ущерба МКД), владельцы квартир могут подать в суд на ТСЖ.

Освобождение председателя правления ТСЖ от субсидиарной ответственности за неподачу заявления о банкротстве

Иногда меня спрашивают, а почему дорого стоит подготовка отзыва на исковое заявление, апелляционной или кассационной жалобы. Могу сказать, что в большинстве случаев самая важная составляющая успеха в арбитражном споре именно подготовка процессуальных документов, в которых излагается позиция стороны спора.

https://www.youtube.com/watch?v=2C9dRIG52_8\u0026t=102s

Не знаю, как в других арбитражных судах, но в арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области нагрузка на судей, особенно рассматривающих банкротные дела, просто колоссальная, и если суды будут слушать пространные выступления сторон, то для этого не хватит никакого времени. Хотя есть судьи, у которых можно прождать заседание и до 23.00, которые как раз дают высказаться. Тем не менее, 90% успеха в споре составляют именно должным образом мотивированные процессуальные документы.

Качественный отзыв не должен содержать воды и в нем следует отражать в разумно достаточных пределах суть возражений.  Часто приходится встречать отзывы просто ни о чем. Последний раз читал такой отзыв на заявление о привлечении директора к субсидиарной ответственности.

В нем содержалась куча белиберды про добросовестность директора, а вот то, о чем необходимо было писать в нем составило лишь три строчки. И никакого удивления у меня не вызвало то, что суд привлек директора к СО, хотя реально оснований для СО не было.

Ну разве будет сам суд выискивать доводы в пользу директора?

Именно поэтому крайне важно подготовить  качественный отзыв, чтобы суду осталось только переписать его в судебный акт. Порой достаточно одного отзыва, чтобы выиграть спор.

В рассматриваемом деле так и произошло. Я подготовил для руководителя ТСЖ лишь отзыв на заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, в котором отразил специфику деятельности ТСЖ с точки зрения обязанности по подаче должником заявления о банкротстве в арбитражный суд.

Конкурсный управляющий ТСЖ обратился в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении председателя правления ТСЖ к субсидиарной ответственности, указав, что руководитель ТСЖ должен был обратиться в суд с заявлением в указанную КУ дату, полагая, что наличие больших долгов является достаточным основанием для того, чтобы такая обязанность у руководителя должника возникла.

Мы в отзыве на заявление о привлечение к СО показали, что в данном случае следует учитывать специфику деятельности ТСЖ. Кроме того, мы показали, что истек годичный субъективный срок исковой давности.

Особенности субсидиарной ответственности руководителя ТСЖ за неподачу заявления в арбитражный суд

Я уже писал о защите от субсидиарной ответственности за неподачу заявления о банкротстве в арбитражный суд (Значение объективного банкротства и экономически обоснованного плана для субсидиарной ответственности. Когда директор должен обратиться с заявлением о банкротстве? и Субсидиарная ответственность директора за неподачу заявления должника в арбитражный суд. Обзор правовых позиций СКЭС ВС РФ).

В чем специфика или особенность ТСЖ для определения того, следует ли привлекать к СО его руководителя за неподачу заявления.

Кто читал мои публикации, знает, что ключевым моментом для определения того, когда руководитель организации должен подать заявление о банкротстве, является установление того наступило ли объективное банкротство и если наступило, то когда.

Вторым моментом является наличие экономически обоснованного плана, который даже при наличии факта объективного банкротства может являться в определенный промежуток времени разумным основанием для вывода о высокой вероятности преодоления должником финансового кризиса.

Итак перейдем к специфике ТСЖ.

ТСЖ в силу ст. 123.1 ГК РФ и ст.

135 ЖК РФ является некоммерческой организацией, которая создается не для извлечения прибыли, а для цели управления конкретным многоквартирным домом, и для нее не существует такого требования, как наличие уставного капитала, гарантирующего кредиторам наличие чистых активов на определенную в учредительных документах сумму. Это основное отличие некоммерческих организаций от хозяйственных обществ или унитарных предприятий.

ТСЖ не покупают активов для себя, не распределяют прибыль и т.д., а фактически являются посредниками между жильцами МКД и поставщиками коммунальных услуг, действуя хотя и от своего имени, но в интересах жильцов.

Иначе говоря, любая ресурсоснабжающая организация, заключая любые договора с ТСЖ заведомо знает, что ТСЖ фактически является своего рода агентом собственников жилых помещений и не имеет имущества, обеспечивающего ответственность перед кредиторами. По существу, ресурсоснабжающая организация поставляет ресурсы или оказывает услуги не самому ТСЖ, а жильцам МКД, а ТСЖ, собирая платежи с населения также фактически является агентом ресурсоснабжающих организаций.

Граждане-должники МКД с юридической точки зрения  имеют задолженность перед ТСЖ, но реально – это деньги, которые подлежат оплате ресурсоснабжающей организации за услуги или ресурсы, поставленные гражданам.

Привлечение к ответственности председателя ТСЖ

Из изложенного следует, что обычное понятие объективного банкротства относительно ТСЖ неприменимо. Особенности ТСЖ  отмечаются и в судебной практике по привлечению их председателей к СО.

Так, например, в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.09.2019 N Ф02-4029/2019 по делу N А33-18573/2015 говорится:

При разрешении настоящего обособленного спора суды обоснованно исходили из того, что основная часть кредиторской задолженности — это задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, обусловленная деятельностью должника в качестве управляющей компании, осуществляющей сбор денежных средств с владельцев квартир и оплату коммунальных услуг, что объясняет временные затруднения с денежной ликвидностью, однако само по себе не свидетельствует о неплатежеспособности или недостаточности имущества. Указанный вид деятельности не является доходным и направлен на осуществление обеспечения деятельности социальной направленности.

Фактически активом ТСЖ является дебиторская задолженность граждан, которая в силу объективной причин в ряде случаев не может взыскиваться своевременно.

Соответственно, если речь не идет о схемах хищения денег, которые поступают в ТСЖ, то сумма долгов ТСЖ перед ресурсоснабжающими организациями будет примерно равна задолженности граждан перед ТСЖ за поставленные ресурсоснабжающими организациями и в случае приостановления платежей по причине их неоплаты гражданами, если дебиторская задолженность граждан равна или больше кредиторской, то никакого объективного банкротства с учетом специфики деятельности не будет.

  • В отзыве мы показали, что за время работы ответчика задолженность ТСЖ постепенно уменьшалась, а на момент, указанный КУ, когда по его мнению, руководитель должен был обратиться в суд с заявлением о банкротстве, размер дебиторской задолженности населения перед ТСЖ превышала размер долгов ТСЖ перед кредиторами.
  • Как мы говорили, дебиторская задолженность является активом, а поэтому никакого объективного банкротства ТСЖ не было. 
  • Далее мы показали, что никакого вреда кредиторам руководитель ТСЖ не причинял.

Практика Верховного суда РФ по вопросу привлечения к административной ответственности руководства ТСЖ | Центр Практических Консультаций

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Волжского района г. Саратова от 16 июня 2014 г., оставленным без изменения решением судьи Волжского районного суда г. Саратова от 1 августа 2014 г.

и постановлением заместителем председателя Саратовского областного суда от 23 сентября 2014 г., 1 ТСЖ «Пчела» Гринчик С.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.

6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Гринчик С.И. просит отменить постановления, состоявшиеся в отношении ее по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя, позволяет прийти к следующим выводам. В соответствии с частью 2 статьи 14.

6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

  • В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
  • Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 г. № 271-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
  • – плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • – взнос на капитальный ремонт;
  • – плату за коммунальные услуги.
Читайте также:  Декретный отпуск беременной: оформление, выплаты, правила ухода в декретный отпуск

В силу части 4 данной статьи (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 417-ФЗ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г.

№ 454 в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 6 мая 2011 г.

№ 354 и по согласованию с Федеральной службой по тарифам.

Расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги осуществляется, исходя из показателей, перечисленных в частях 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Размер расходов за содержание и ремонт жилого помещения определяются в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.

В силу части 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.

Согласно статье 144 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

В соответствии с частью 1 статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества.

Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся вопросы, перечисленные в части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также другие вопросы, предусмотренные данным Кодексом или иными федеральными законами.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 2 апреля 2014 г. прокуратурой Волжского района г. Саратова в отношении ТСЖ «Пчела» была проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок ценообразования, при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. В платежные документы за жилое помещение и коммунальные услуги, выставленные жильцам указанного дома за октябрь 2013 года, включена строка «зам/уст. эл. сч.».

Согласно сведениям, представленным Гринчик С.И.

на требование прокуратуры, основанием включения в платежные документы данной графы явилось принятое на заседании членов правления решение об установлении индивидуальных приборов учета (протокол от 9 сентября 2013 г.

), общее собрание членов товарищества собственников жилья не проводилось, в платежные документы за октябрь 2013 года включен сбор за замену/установку приборов учета (л.д. 19, 45).

В ходе проверки установлено нарушение предусмотренного жилищным законодательством порядка определения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Гринчик С.И. руководит деятельностью товарищества.

В соответствии с Уставом она обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно; действует от имени товарищества без доверенности, вправе подписывать платежные документы, заключать сделки, которые в соответствии с законодательством, Уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества.

11 апреля 2014 г. заместителем прокурора Волжского района г. Саратова в отношении зам.председателя ТСЖ «Пчела» Гринчик С.И. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту иного нарушения установленного порядка ценообразования.

Приведенные обстоятельства явились основанием для привлечения Гринчик С.И. к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения.

Факт совершения Гринчик С.И. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (л.д. 7-8), квитанцией на оплату жилищно-коммунальных услуг (л.д. 9), сообщением Саратовского предприятия городских электрических сетей от 21 марта 2014 г. № 2779 (л.д.

9 оборот), сообщением Гринчик С.И. от 22 января 2014 г. № 03 на требование прокуратуры (л.д. 19, 45), протоколом заседания членов правления ТСЖ «Пчела» от 9 сентября 2013 г. (л.д. 20), Уставом ТСЖ «Пчела» (л.д. 25-33) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.

11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о необоснованности привлечения Гринчик С.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельным.

Структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги составляют платежи, указанные в статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые вносятся в платежные документы.

Согласно материалам дела помимо платежей, установленных данной нормой, в платежные документы за жилое помещение и коммунальные услуги, выставленные жильцам дома —| по ул.Ххх в г. 1 за октябрь 2013 года, включен платеж за замену (установку) приборов учета электрической энергии.

Обязанность по оснащению жилого помещения приборами учета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов возложена на собственников жилого помещения.

По сведениям Саратовского предприятия городских электрических сетей (от 21 марта 2014 г. № 2779) на ТСЖ «Пчела» не возлагалась обязанность по принудительному оснащению и замене приборов учета, расположенных в доме хх по ул. ххххх

Исходя из положений статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации, вопрос об установлении платежа за замену (установку) приборов учета подлежал разрешению на общем собрании членов товарищества собственников жилья.

С учетом положений статей 154, 156, 157, 144, 145 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.

№ 354 плата за замену (установку) приборов учета электрической энергии необоснованно включена в платежные документы, решение об установлении данного платежа не принималось общим собранием членов товарищества собственников жилья, к компетенции которого относится данный вопрос.

Допущенное должностным лицом Гринчик С.И.

нарушение установленного порядка ценообразования, выразившееся в несоблюдении порядка определения размеров платы за жилищные услуги, предусмотренного жилищным законодательством, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе судебного разбирательства, они сводятся к иному толкованию норм права и не опровергают выводы судебных инстанций о виновности Гринчик С.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Гринчик С.И. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами жилищного законодательства и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения Гринчик С.И. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Гринчик С.И. в пределах санкции части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судьями вышестоящих инстанций в порядке, установленном статьями 30.6 и 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для разрешения дела, получили надлежащую оценку.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Волжского района г. Саратова от 16 июня 2014 г., решение судьи Волжского районного суда г. Саратова от 1 августа 2014 г. и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 23 сентября 2014 г., состоявшиеся в отношении

ТСЖ «Пчела» Гринчик С.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Гринчик С.И. – без удовлетворения.

Adblock
detector