Жалобы

Продолжительность трудовой недели преподавателя

Кравченко Е., эксперт журнала

Продолжительность трудовой недели преподавателя

В преддверии окончания учебного года и всех связанных с ним забот – проверки выполнения учебной нагрузки, расчета отпускных, составления начальных тарификационных списков следующего года – важно уточнить проведенные расчет почасовой оплаты, убедиться в их полноте и правильности. О применимости почасовой оплаты и особенностях ее исчисления напомним в статье.

Основания применения почасовой оплаты

Стандартным порядком заработная плата педагогических работников определяется проведенной тарификацией – программными часами, дополнительными курсами и факультативами, классным руководством, иной учебной нагрузкой и целевыми показателями.

Тарифицированный размер заработной платы постоянен в течение рабочего года, не зависит от нагрузки в конкретном месяце работы и пропорционален только фактически отработанному времени.

В отдельных случаях рассчитывается и оплачивается каждый час работы педагога, это случаи:

  • замещения, когда педагог выполняет нагрузку своего отсутствующего коллеги, например, из‑за болезни или по иной причине. Отметим, что почасовая оплата труда педагога замещения применяется при сроке не более двух месяцев, в противном случае такое замещение необходимо тарифицировать;
  • работы с обучающимися, находящимися на лечении, восстановлении или по иной причине осваивающими образовательные программы на дому, в лечебном учреждении. Если к началу учебного года известно о необходимости работы с такими учениками, то учебная нагрузка педагогов тарифицируется, но если необходимость в обучении на дому возникла в середине учебного года, то она оплачивается сверх объема, установленного при тарификации;
  • педагогической работы на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год. Как правило, к такой работе привлекается административно-управленческий персонал образовательного учреждения, а также высококвалифицированные специалисты сторонних предприятий, учреждений и организаций, которые также могут быть приглашены на педагогическую работу для чтения уникальных и (или) специфических курсов. Отметим, что педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год не является совместительством, не потребует заключения трудового договора при условии, что она осуществляется с согласия работодателя (пп. «в» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»). В этом случае к трудовому договору оформляется дополнительное соглашение на условиях почасовой оплаты с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении названного объема педагогической нагрузки с работником следует заключить договор совместительства.

Оплата замещения

Часы замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей оплачиваются дополнительно, сверх установленной тарификации (п. 2.7 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601).

Расчет стоимости часа замещения приведен в Письме Минобразования РФ от 29.12.1995 № 87‑М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях» (далее – Письмо Минобразования РФ № 87-М).

В нем говорится, что размер оплаты одного часа педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.

В свою очередь, среднемесячное количество рабочих часов определяется, согласно Письму Минобразования РФ от 09.11.1995 № 75‑М, путем умножения нормы часов педагогической нагрузки в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Если в году имеются предпраздничные дни, у которых продолжительность сокращена на 1 час, то их также необходимо учесть в формуле.

Например, для учителей 5 – 11‑х классов норма рабочего времени составляет 18 часов в неделю. В 2019 году 247 рабочих дней и 6 предпраздничных дней сокращенной продолжительности. Среднемесячное количество часов равно 73,6 ч (18 ч х 247 дн. / 5 дн. — 6) / 12 мес. В отношении месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС отметим следующее.

Оплата труда педагога, работающих в образовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждениях, регулируется нормативными документами, изданными органами власти субъекта, органами местного самоуправления. Как правило, это положения об оплате труда, применяемые для работников учреждений, подведомственных соответствующему органу власти.

Такими положениями устанавливаются:

  • размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих или профессиональных стандартов для профессиональных квалификационных групп работников по квалификационным уровням;
  • размеры надбавок за работу при наличии особых условий труда территориального и бытового характера (работу в сельской местности, районах Крайнего Севера);
  • перечень выплат компенсационного характера;
  • перечень выплат стимулирующего характера.

В месячную ставку для расчета оплаты часов замещения включаются надбавки за квалификационную категорию, надбавки за почетное звание и стаж, доплаты за специфику работы в организации за установленную норму часов педагогической работы в неделю. При этом оплата труда педагога производится по стоимости часа того преподавателя, который замещает отсутствующего сотрудника.

Контроль проведения замен осуществляется учебной частью учреждения и фиксируется в соответствующем журнале, книге учета, табеле, то есть документе, установленном для этих целей самим учреждением.

8

Учитель русского языка и литературы замещал в мае 2019 года своего заболевшего коллегу. Должностной оклад по ПКГ в данном муниципальном образовании для должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня составляет 11 200 руб.

Замещающий учитель имеет первую квалификационную категорию с повышением должностного оклада на 20 %, также ему установлена надбавка в размере 15 % от должностного оклада за ведение уроков с углубленным изучением предмета (за специфику работы в учреждении).

Согласно журналу замещения учитель провел 7 часов учебных занятий.

Стоимость 1 педагогического часа у него составит 210 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 / 73,6 ч).

Размер оплаты часов замещения – 1 470 руб. (210 руб. х 7 ч).

Оплата часов работы на дому

Мы уже отмечали, что учебные часы обучения детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также часы занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, включаются в учебную нагрузку учителя общеобразовательного учреждения, для которого оно является местом основной работы на общих основаниях (Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенные Письмом Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004). Но в случаях необходимости обучения на дому в середине учебного года, то есть после того, как тарификационные списки утверждены, и при условии продолжительности такого обу­чения не более 2 месяцев, оплата данного обучения будет производиться также по часам.

Нетарифицированные часы обучения на дому оплачиваются по правилам, установленным уже упомянутым Письмом Минобразования РФ № 87‑М, как произведение расчетной оплаты одного часа и количества часов индивидуального обучения. При этом согласно п. 6.1.

11 Письма Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 20 %.

9

Воспользуемся данными примера 1 и включим в расчет еще один повышающий коэффициент 1,2 (за индивидуальное обучение на дому).

Стоимость одного педагогического часа составит 252 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 х 1,2 / 73,6 ч).

Размер оплаты часов работы на дому – 1 764 руб. (252 руб. х 7 ч).

Оплата педагогической работы не более 300 часов в год

Привлечение к педагогической работе в объеме не более 300 часов в год с почасовой оплатой, как мы уже отмечали, не является совместительством.

Если дополнительную педагогическую работу выполняет лицо, с которым у работодателя уже заключен трудовой договор, выполнение такой работы может быть оформлено в соответствии со ст. 60.

2 ТК РФ, которая допускает поручение работнику с его письменного согласия выполнения в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Дополнительная работа поручается путем совмещения профессий (должностей) (например, в случае привлечения к педагогической работе сотрудников административно-управленческого персонала (должность заместителя директора совмещается с должностью учителя)), а также путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ (ч. 2 ст.

 60.2 ТК РФ). В письменном соглашении с работником указываются срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание, объем, а также размер доплаты (ч. 3 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ) – количество часов педагогической работы и стоимость часа. Он будет рассчитываться по правилам, изложенным выше (см. Письмо Минобразования РФ № 87‑М).

Подчеркнем еще раз, что рассмотренный вариант оформления дополнительной работы возможен только в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени – основное рабочее время и с согласия работодателя (ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ, п.

 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41). Если преподаватель будет выполнять дополнительную педагогическую работу за пределами предусмотренного для него рабочего времени, то потребуется оформить трудовой договор на внутреннее совместительство.

В образовательном учреждении работать на условиях почасовой оплаты труда могут как внутренние преподаватели-почасовики, так и приглашенные внешние специалисты.

Из пункта 2 Постановления Минтруда РФ № 41 следует, что если педагогическая работа на условиях почасовой оплаты осуществляется в объеме не более 300 часов в год, то заключения трудового договора не требуется, однако не сказано, как должны быть оформлены взаимоотношения между учреждением и внешними преподавателями-почасовиками.

Отсутствуют разъяснения и в других нормативных документах. Но поскольку привлечение к работе, выполнение работы, наконец, оплата работы в принципе невозможны без правовых оснований, взаимоотношения должны быть оформлены.

Нередко с преподавателями-почасовиками заключаются договоры возмездного оказания услуг. Это крайне неверное решение, так как гражданско-правовые договоры оформляются на выполнение разовых работ, для получения разового результата.

Гражданско-правовой договор не предусматривает обязанности работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять трудовую функцию, определенную штатным расписанием.

Действующее законодательство содержит прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 2 ст. 15 ТК РФ).

Читайте также:  Ответственность юридического лица

Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке. В случае такого нарушения работодателю грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб., а в случае повторного нарушения – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. (п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Таким образом, и с преподавателями-почасовиками, приглашенными в учреждение извне, следует оформлять трудовые отношения. В штатном расписании должна быть предусмотрена ставка (часть ставки).

На практике часто возникают вопросы об оформлении преподавателя на почасовую работу, для которого нет ставки в штатном расписании. Мы считаем такую ситуацию надуманной.

Если учебные планы и программы предусматривают педагогические часы, значит, в штатное расписание должна быть включена ставка (доля ставки) на эти часы педагогической нагрузки.

Письмом Минобразования РФ № 87‑М предусмотрена возможность руководителям образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовой оплаты, установленных Постановлением Минтруда РФ от 21.01.1993 № 7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании». В настоящее время этот документ отменен, но главный посыл Письма Минобразования РФ № 87‑М, по нашему мнению, сохранен и сегодня: для оплаты труда высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебных часов, а также при оплате труда лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений учреждение может применять повышенные часовые ставки, если финансовые возможности учреждения позволяют такое увеличение.

  • В случае, когда учебная нагрузка, определенная учебным планом, не была тарифицирована по причине вакантности ставок и к выполнению такой работы был привлечен преподаватель на условиях почасовой оплаты, расчет стоимости часа его работы производится в обычном порядке.
  • 0
  • На преподавателя-совместителя учреждения среднего профессионального образования возложена учебная нагрузка по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в объеме 108 часов на 2018 – 2019 учебный год.

Преподаватель имеет первую квалификационную категорию с надбавкой в размере 20 %. Положением об оплате труда работников учреждений, подведомственных органу власти субъекта РФ, установлен должностной оклад по ПКГ четвертого квалификационного уровня в размере 17 500 руб. Норма часов за ставку заработной платы – 72 часа в месяц.

Согласно сведениям учебной части преподаватель в мае 2019 года провел 6 часов учебных занятий.

Стоимость одного педагогического часа работы преподавателя составит 291,67 руб. (17 500 руб. х 1,2 / 72 ч).

Заработная плата за май равна 1 750,02 руб. (291,67 руб. х 6 ч).

Отметим, что и для преподавателя-почасовика сохраняются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством (в частности, право на оплачиваемый отпуск). Расчет отпускных будет производиться из сумм фактического заработка за проведенные часы.

* * *

Возможность применения почасовой оплаты работы педагога ограничена исчерпывающим перечнем случаев. Общим же порядком учебная нагрузка тарифицируется, и такая система оплаты труда в большей степени защищает интересы работников.

При применении почасовой оплаты важен не только расчет стоимости часа, но и оформление выполняемой работы. Порядок начисления почасовой оплаты труда должен быть предусмотрен в локальном нормативном акте учреждения. Кроме того, конкретные часовые ставки должны быть указаны в трудовом договоре с работником. 

Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2019 год

Сколько должен работать учитель?

Статьи

Внеурочная деятельность

Сколько часов должен работать педагог в образовательном учреждении? На этот вопрос существует два ответа. Первым (правильным) ответом является установленный временной норматив для педагогических работников согласно Трудовому кодексу Российской Федерации. Вторым (реальным) оказывается действительное положение дел в той или иной школе.

04 марта 2019

Единственно верной является продолжительность рабочих часов, определённая Законом РФ. На Закон мы и будем опираться.

Итак, Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) п. 1 ст. 333 утверждает, что «для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю».

Также немаловажной является следующая часть этой же статьи: «в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Продолжительность рабочего времени для педагогов

Далее возьмём другой документ — Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г.

№ 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Приказ Минобрнауки России № 1601 определяет конкретную продолжительность рабочего времени для разных категорий преподавательского состава. Так, например, вышеуказанные 36 рабочих часов в неделю (максимум) устанавливаются:

  • педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу;
  • старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • педагогам-психологам;
  • социальным педагогам;
  • педагогам-организаторам;
  • мастерам производственного обучения;
  • старшим вожатым;
  • инструкторам по труду;
  • педагогам-библиотекарям;
  • методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
  • руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;
  • инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные пункты посвящены педагогическим работникам с продолжительностью в восемнадцать, двадцать, двадцать четыре и тридцать рабочих часов.

Любая работа свыше положенных тридцати шести часов является сверхурочной и осуществляется в рамках внутреннего совместительства (регулярная работа в свободное от своей основной работы время в одной и той же организации) — ст. 282 ТК РФ. Соответственно, педагогическим работникам, работающим более 36 часов, следует подписать необходимые документы о совместительстве, согласии на сверхурочную нагрузку и т.д.

#ADVERTISING_INSERT#

Оформление документов для работы по внутреннему совместительству

Для оформления документов по внутреннему совместительству, чаще всего, не требуется подавать дополнительные документы, так как у работодателя уже есть все необходимые сведения о работнике.

Дополнительные документы подаются педагогом лишь в том случае, когда преподаватель должен обладать особыми знаниями (другими, отличающимися от знаний и умений его основной деятельности в учреждении) для выполнения работы по внутреннему совместительству.

В этом случае учитель должен предоставить документ об образовании, отражающем должную квалификацию.

Тем не менее, Трудовой кодекс РФ (ст. 282) обязывает составлять отдельный трудовой договор с указанием на конкретную работу по совместительству. Кроме основного документа, например срочного трудового договора, работодателем должен быть издан указ о приёме педагога на работу — ст. 68 ТК РФ.

Продолжительность работы по совместительству также определяется Трудовым кодексом РФ. Так, часть 1 статьи 284 утверждает, что «продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день.

В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).

В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников». Соответственно, необходимо отслеживать продолжительность работы как основной, так и по совместительству.

Работа по внутреннему совместительству записывается в трудовую книжку по желанию работника на основании документа, подтверждающего эту самую работу (ч. 5 ст. 66 ТК РФ).

Таким образом, в зависимости от своей должности и специальности педагогический работник может определить собственную норму педагогической работы в часах согласно Трудовому кодексу Российской Федерации.

Если же преподаватель по личному желанию (или настоятельным рекомендациям со стороны администрации учреждения) перерабатывает, то ему следует заключить дополнительный договор о работе по внутреннему совместительству.

Особенности труда педагогических работников – ilex

На в­опросы, связанные с продолжительностью рабочего времени педагогических работников в учреждениях образования, ответит Татьяна Анатольевна Лукьянчикова.

С учителем был заключен контракт на 2 года. В контракте предусмотрено выполнение педнагрузки за ставку, т.е. 20 часов в неделю.

С нового учебного года педнагрузка учителя увеличилась и составляет 26 часов в неделю. Как оформить изменение педнагрузки?

  • В случае согласия работника с предложением нанимателя об изменении условий трудового договора (контракта), в том числе изменении установленного контрактом объема педагогической нагрузки, наниматель оформляет дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту).
  • По аналогии с трудовым договором (контрактом) дополнительное соглашение составляется в письменной форме в двух экземплярах, которые подписываются нанимателем и работником .
  • При этом наниматель обязан оформлять изменение условий трудового договора (контракта) приказом (распоряжением) .
  • Необходимо пояснить, что сведения об объеме педагогической нагрузки, установленной учителю, не относятся к обязательным сведениям и условиям, которые должен содержать заключенный с ним трудовой договор (контракт) .
  • Поскольку объем педагогической нагрузки учителей может меняться с началом, а также в течение учебного года, то на практике количество часов педагогической нагрузки обычно устанавливается приказом (распоряжением) руководителя учреждения образования.
  • Руководитель учреждения образования распределяет педагогическую нагрузку между работниками, осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме .
Читайте также:  С какой задолженностью не выпустят за границу в 2023 году

Продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, согласно статье 345 ТК не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной статьями 111 — 114 ТК.

Какое количество часов педнагрузки может устанавливаться работнику, выполняющему педработу по совместительству.

Исходя из установленной нормы часов за ставку либо из установленной сокращенной продолжительности рабочего времени педработников?

Для отдельных категорий работников (в том числе учителей) сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом .

Отдельным категориям педагогических работников (к ним относятся учителя, преподаватели учреждений профессионально-технического, среднего специального образования, педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители учреждений дошкольного образования и др.) установлены нормы часов педагогической нагрузки за ставку .

  1. Для данных категорий работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 36 часов в неделю .
  2. Продолжительность ежедневной работы данных категорий работников определяется правилами внутреннего трудового распорядка с соблюдением установленной нормы продолжительности рабочей недели .
  3. Поскольку ставки указанных категорий педагогических работников исчисляются с учетом установленной нормы часов педагогической нагрузки, то при работе по совместительству количество часов педагогической нагрузки не должно превышать половины установленной нормы.
  4. Например, для учителя норма часов педагогической нагрузки за ставку составляет 20 часов, соответственно, педагогическая нагрузка учителя при работе по совместительству не должна превышать 10 часов.
  5. При этом необходимо учитывать, что продолжительность рабочего времени, устанавливаемая нанимателем для указанных категорий работников, работающих по совместительству, не может превышать половины продолжительности рабочего времени, определенной правилами внутреннего трудового распорядка для данных категорий работников .
  6. Записи о выплате премий и (или) вознаграждений, предусмотренных локальными нормативными правовыми актами (ЛНПА), в трудовые книжки не вносятся .
  7. Вносится ли в трудовую книжку работника, награжденного Почетной грамотой Минобразования, запись о выплате разовой денежной премии за счет средств учреждения образования, которое ходатайствует о награждении ?
  8. Сведения о награждении работника Почетной грамотой Минобразования вносятся в раздел «Сведения о награждениях и поощрениях» трудовой книжки .
  9. Поскольку разовая денежная премия работникам, награжденным Почетной грамотой Минобразования, выплачивается за счет средств организаций, которые ходатайствовали о награждении, то условия выплаты и размер данной премии должны быть предусмотрены положениями о премировании, утвержденными руководителями организаций .
  10. В данном случае запись о выплате премии в трудовую книжку не вносится .
  11. Согласно статье 347 ТК трудовой отпуск работающим по совместительству предоставляется одновременно с трудовым отпуском по основной работе, при этом часть трудового отпуска по совместительству, превышающая трудовой отпуск по основной работе, по соглашению между работником и нанимателем может быть заменена денежной компенсацией.

Просим разъяснить, как данная норма применяется в случае выполнения работником учреждения образования преподавательской работы на условиях внутреннего совместительства, если продолжительность основного отпуска преподавателя составляет 56 календарных дней, а работника — 24. Может ли наниматель отказать в выплате компенсации в этом случае?

  • Да, может.
  • В данном случае замена части трудового отпуска по совместительству, превышающей трудовой отпуск по основной работе, денежной компенсацией возможна только при достижении соглашения между работником и нанимателем .
  • В ином случае работник по основному месту работы выходит на работу до истечения трудового отпуска по совместительству.

Преподавателю ССУЗа, инвалиду II группы, в соответствии с заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) и согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида установлена педагогическая нагрузка не более 620 часов в год. В каком размере производится оплата его труда (исходя из 620 часов либо, учитывая нормы ч. 4 ст. 287 ТК, исходя из полной ставки 800 часов)?

Инвалидам I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю , при этом продолжительность их ежедневной работы не может превышать 7 часов .

Педагогическим работникам также устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, которая для преподавателей учреждений среднего специального образования не должна превышать 36 часов в неделю, при этом их норма часов педагогической нагрузки за ставку составляет 800 часов в год .

Законодательством не предусмотрена возможность одновременного применения установленных гарантий. Соответственно, при наличии у работника права на сокращенную продолжительность рабочего времени по различным основаниям ее установление возможно лишь по более льготному из оснований.

  1. Наниматель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю инвалидам в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов .
  2. Оплата труда работников с неполным рабочим временем производится пропорционально отработанному времени (при повременной форме оплаты труда) .
  3. Соответственно, оплата труда преподавателя учреждения среднего специального образования, являющегося инвалидом II группы, производится за фактически отработанное время в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, установленной заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии.

Норма ч. 4 ст. 287 ТК в отношении педагогических работников — инвалидов I и II группы не применяется.

В соответствии с указанной нормой оплата труда инвалидов I и II группы производится в таком же размере, как оплата труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени – 40 часов в неделю , а как указано выше, педагогическим работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю.

Рабочее время педагогов

На первый взгляд, с рабочим временем педагогов все просто — 18 часов нагрузки в неделю на ставку плюс методические часы. Но есть классное руководство, другие дополнительные обязанности, работа в каникулы и карантин. Разбираемся, что входит в рабочее время педагога и как его контролировать.

Что входит в рабочее время педагога?

Во-первых, это учебная нагрузка или нормируемая часть рабочего времени. То есть количество уроков, которые ведет учитель. В ставку входит 18 рабочих часов. Учебная нагрузка считается в астрономических часах и включает в себя перемены между уроками. Все вопросы рабочего времени педагогов регламентирует приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 года № 536

Во-вторых, у учителя есть ненормируемое рабочее время. Оно тратится на заведование кабинетами, классное руководство, руководство методическими объединениями и другие обязанности. Такая нагрузка считается по-другому.

Как считается ненормируемая нагрузка или дополнительные обязанности?

Ненормируемая нагрузка и дополнительные обязанности регулируются несколькими документами.

Это правила трудового распорядка, планы деятельности школы на год, отдельные расписания и планы, трудовой договор, график дежурств. Эти документы разрабатывает администрация школы и подписывает директор.

При обсуждении и утверждении правил внутреннего распорядка должны присутствовать члены школьного профсоюза.

  • В правилах трудового распорядка должно быть указано, сколько часов педагог тратит на ведение журналов и дневников, консультации родителей.
  • В годовом плане школы должно быть указано, сколько часов педагог тратит на участие в педагогических советах, методических советах, на подготовку и проведение родительских собраний.
  • В годовом плане или иных планах и графиках должно быть указано, сколько часов нужно тратить на внеклассную работу: конкурсы, спортивные соревнования, оздоровительные мероприятия, экскурсии.
  • В трудовом договоре должно быть указано, как считаются и оплачиваются дополнительные обязанности педагога: классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами, руководство методическими объединениями.

В графике дежурств должно быть указано, сколько времени педагог тратит на дежурства по школе. Данный график должен учитывать рабочее время педагогов — педагогов нельзя заставлять дежурить в те дни, когда у него нет уроков.

Что с переработками?

Смотря что считать переработками. Если мероприятия, указанные в годовом плане школы, проводятся в выходные дни, работодатель должен предоставить педагогу лишний выходной или оплатить работу в двойном размере. Если педагога просят выйти в выходные дни на незапланированную работу, должен быть издан приказ, оплачены фактические часы работы в двойном размере и предоставлен выходной.

Должен ли учитель приходить на работу в дни без уроков?

Нет. В дни без уроков педагог не обязан приходить в школе, если годовом плане нет обязательных мероприятий. В некоторых школах у педагогов есть один свободный день в неделю для подготовки к занятиям. Министерство образования и науки РФ рекомендует выделять педагогам свободный день, но не обязывает школы это делать.

Читайте также:  Незаконная продажа алкоголя: статья, штраф, куда жаловаться

Как быть с «окнами»?

Администрация обязана составлять расписание так, чтобы перерывы между занятиями составляли не более двух часов подряд. Ставить в расписание уроки с большими «окнами» между ними можно только по письменному заявлению педагога.

Как считается участие в проведении ЕГЭ?

Педагоги, помогающие в организации ЕГЭ, освобождаются от основной работы. Им выплачивается компенсация — ее размер и порядок выплат определяется в каждом регионе.

Как педагоги работают в каникулы и карантины?

Большая часть летних каникул приходится на отпуск. Осенние, зимние, весенние, часть летних каникул и карантины считаются рабочим временем (кроме государственных праздников). В каждой школе по-своему определяют, чем «нагружать» педагогов.

Кто-то отправляет педагогов проходить переподготовку, повышение квалификации, отдельные курсы — закон считает это уместным. В других школах педагоги работают дома — дорабатывают образовательные программы, создают КИМы. В третьих — занимаются методической работой в школе.

Все нюансы должны быть прописаны в локальных нормативных актах.

А как другие работники — педагоги-психологи, воспитатели доу?

Педагог-психолог также должен работать 36 часов в неделю — 18 из них считаются методическими. Учебные часы он тратит на консультации, просвещение, диагностику, профилактику и развивающие занятия, методические часы — на подготовку к ним. Методические часы он может отрабатывать вне школы.

Педагоги дошкольных организаций должны работать 36 часов в неделю. При этом группа занимается 60 часов в неделю, а работают с ней два воспитателя по очереди.

Значит у педагога остается 6 часов, которые он должен отработать.

Каждая организация решает этот вопрос по-разному: педагоги подменяют отсутствующих воспитателей, занимаются методической работой, создают наглядные пособия или несколько часов в неделю работают вдвоем в одной группой.

О сокращенной продолжительности рабочего времени педагогическим работникам

Совет Министров Республики Беларусь 1 сентября 2003 г.

принял постановление № 1134 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников».

Постановлением установлена сокращенная продолжительность рабочего времени отдельным категориям педагогических работников организаций независимо от форм собственности не более 36 часов в неделю.

Постановлением утвержден перечень педагогических работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени и нормы часов преподавательской работы за ставку.

При применении названного постановления следует иметь в виду, что сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю — это предельная продолжительность рабочего времени учителей, учителей-дефектологов, преподавателей, руководителей кружков (клубов по интересам, коллективов любительских объединений, секций, студий, туристских групп и др.), концертмейстеров, аккомпаниаторов, музыкальных руководителей и культорганизаторов, выполняющих преподавательскую работу (далее — педработники).

Продолжительность рабочего времени педработников при выполнении должностных обязанностей, определенных квалификационными характеристиками по соответствующим должностям, утвержденными в установленном порядке, состоит из нормируемой и ненормируемой частей рабочего времени и не должна превышать 36 часов в неделю.

Нормируемой частью рабочего времени является установленный объем учебной нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (занятий) в классах, группах, в кружках, секциях и других объединениях обучающихся, а также объем часов организационно-воспитательной работы, устанавливаемой учителям и преподавателям до 7 часов в неделю (в среднем 4,2 часа в неделю) и проводимой в соответствии с планами мероприятий организационно-воспитательной работы учреждения образования.

Норма часов преподавательской работы педработника за ставку (18, 20, 24 часа в неделю и 720, 960 часов в год, в зависимости от должности и организации (подразделения)) определена как нормируемая часть педагогической работы. При этом преподавательская работа, выполненная педработниками сверх установленной нормы часов за ставку, оплачивается соответственно получаемой ставке в одинарном размере в установленном порядке.

Продолжительность нормируемой части рабочего времени определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (занятия) независимо от их продолжительности, короткие перерывы между ними, а также часы организационно-воспитательной работы.

Ненормируемая часть рабочей недели, требующая затрат рабочего времени, но не имеющая четких границ, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или уставом учреждения, выполняется педработниками в соответствии с должностными обязанностями:

  • осуществление дополнительного контроля учебной деятельности учащихся;
  • участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
  • осуществление связи с родителями или лицами, их заменяющими;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса и другие обязанности.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (72), январь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Согласно части 1 статьи 110 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) под рабочим временем понимается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находится на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.

      Нормирование рабочего сремени производится путем установления норм его продолжительности на протяжении календарной (рабочей недели). При этом нормальной признается продолжительность рабочего времени, равная полной (ст.112 ТК) или сокращенной (ст.113 и 114 ТК) его норме.      В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь 05.09.

2011 № 255 “Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства образования Республики Беларусь” (далее – постановление № 255) для учителей установлена сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.

      Кроме того, Приложением 2 к постановлению № 255 для учителя установлена норма часов педагогической нагрузки за ставку в неделю (она составляет 20 часов).      Поэтому при приеме на работу (в том числе и молодого специалиста) на должность учителя наниматель обязан обеспечить его объемом педагогической нагрузки не менее, чем на полную ставку.

      Под педагогической нагрузкой следует понимать объем педагогической деятельности в части реализации содержания образовательных программ, программ воспитания, включая дополнительный контроль учебной деятельности учащихся и организационно-воспитательную работу, осуществляемую учителями в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25.11.

2004 №70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования».      Педагогическая нагрузка распределяется на основании учебных планов, учебных программ, планов организационно-воспитательной, кружковой, коррекционной работы.

      Право распределять педагогическую нагрузку между работниками предоставлено руководителю учреждения. Он также осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме. (Подпункт 1.2. пункта 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь 30.03.

2007 №25 «О некоторых особенностях регулирования труда педагогических работников»).          Рабочее время учителя не ограничивается только объемом педагогической нагрузки. Выполнение работы на должности учителя осуществляется в пределах установленной для его сокращенной продолжительности рабочего времени, не превышающей 36 часов в неделю.

      Объем педагогической нагрузки является для учителя нормируемой частью его рабочего времени.

Остальная часть рабочего времени, которая выполняется учителем в соответствии с его должностными обязанностями, определенными в выпуске 28 Квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании, устанавливаемыми правилами трудового распорядка, уставом учреждения, коллективным, трудовым договором является ненормируемой частью.

            Права и обязанности для педагогических работников определены статьями 52 и 53 Кодекса Республики Беларусь об образовании, а также устанавливаются локальными нормативными правовыми актами учреждения образования, трудовыми договорами.

      Порядок назначения классного руководителя учреждения общего среднего образования, его функциональные обязанности, основные требования к работе, порядок отражения фактического выполнения организационно-воспитательной работы определены в Инструктивно-методическом письме об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования 29 ноября 2012г. №11-01-07/П-755.      Показатели, условия, размеры материального стимулирования (премирование работников, установление надбавок), а также случаи их снижения, лишения отражаются в соответствующих положениях, которые являются неотъемлемой частью коллективного договора учреждения. Перечень документов для отдельных педагогических работников учреждений общего среднего образования в соответствии с их должностными обязанностями утвержден Министром образования Республики Беларусь С.А.Маскевичем. (Инструктивно-методическое письмо 21.10.2014 №05-21/212 «О документообороте в учреждениях общего среднего образования» размещено на сайте Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by). 

    Кроме того, руководитель учреждения общего среднего образования на основании данного перечня документов с учетом специфики деятельности учреждения образования определяет перечень документов, образующихся в работе учреждения, и несет ответственность за состояние дел по вопросам документооборота.