Ст. 15 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ уточняет, что учредить НКО вправе как юридические лица, так и физические.
Но в отношении последних имеется оговорка: гражданин должен достичь совершеннолетия и обладать полной дееспособностью.
При этом законодатель допускает возможность участия в учреждении некоммерческой организации как иностранных, так и российских юрлиц и граждан, за исключением:
- иностранных физлиц и лиц без гражданства, в отношении которых было принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ;
- лиц, подозреваемых в легализации денежных средств и находящиеся под контролем правоохранительных органов;
- общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена на основании проповедования экстремистских взглядов;
- лиц, в действиях которых приговором суда установлено наличие признаков экстремистской деятельности.
Учредителями организации некоммерческого характера в виде бюджетного или казенного предприятия могут выступать:
- РФ (если речь идет о федеральных учреждениях);
- субъект РФ (если организации находится в одном из регионов);
- муниципальное образование (если создается муниципальное предприятие).
Если граждане или организации желают стать учредителями некоммерческих юридических лиц, они вправе это сделать в любое время в порядке, предусмотренном уставом (для примера предлагаем ознакомиться с уставом благотворительного фонда).
Выход из состава участников НКО законодателем допускается в любое время, при этом не требуется согласия на то иных лиц, учредивших организацию (за исключением случаев, установленных ГК РФ). Правомочия таких лиц в отношении их членства в НКО прекращаются с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.
Может ли учредителем НКО быть НКО или орган госвласти?
Законодатель не запрещает НКО быть учредителем другой организации такой же организационно-правовой формы.
Исключение составляет ситуация, когда речь идет об общественных объединениях и религиозных организациях, деятельность которых была приостановлена уполномоченными органами на основании ст.
10 закона «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ. Такие организации учреждать НКО не вправе.
Что касается возможности создания некоммерческой организации госорганом или органом местного самоуправления, то гражданское законодательство позволяет такие действия, если госорган или орган местного самоуправления обладает правами юридического лица. О наличии прав юрлица можно узнать, изучив законодательный акт, регламентирующий порядок деятельности госоргана. Например, в ст.
2 закона «О Правительстве Удмуртской Республики» от 29.11.2016 № 883-V прописано, что Правительство УР обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать. Соответственно, оно вправе учреждать некоммерческие организации. Порядок учреждения должен соответствовать законодательству РФ с учетом наличия финансирования в бюджете определенного уровня деятельности таких НКО.
Учредитель некоммерческой организации — права и обязанности
Права и обязанности у участников НКО возникают только после регистрации компании в ФНС и внесения записи о ней в ЕГРЮЛ. Набор прав и обязанностей учредителей зависит от формы НКО, рассмотрим наиболее общие.
Права учредителя некоммерческой организации:
- Создание органов управления НКО.
- Формирование учредительных документов.
- Распоряжение имуществом в рамках, предусмотренных уставом.
- Принятие решения о реорганизации/ликвидации НКО.
- Контроль за деятельностью организации.
- Решение вопроса о создании филиалов/представительств.
- Приостановка работы НКО.
Обязанности:
- Осуществление деятельности по управлению НКО в рамках действующего законодательства.
- Несение субсидиарной ответственности по обязательствам НКО, если это установлено законом.
- Внесение членских взносов, имущества для формирования капитала организации.
- Осуществление действий, связанных с сохранностью имущества.
- Ведение отчетности, бухгалтерского и иного учета.
Для справки: права и обязанности учредителя, которые предусмотрены законом или уставом для конкретного вида некоммерческой организации, одинаковы, вне зависимости от того, является он юридическим лицом или физическим.
Смена учредителей НКО
31 января 2016 года в ст. 15 ФЗ № 7 были внесены изменения, в результате которых создателям некоммерческих корпораций, фондов и автономных НКО разрешается выйти из состава учредителей, если иное не установлено законодателем.
Для справки: права и обязанности участника НКО прекращаются сразу после внесения изменений в ЕГРЮЛ.
Решение о госрегистрации НКО принимает Минюст, сведения о них в ЕГРЮЛ вносит ФНС. Для исключения из состава учредителей лицо должно обратиться в ФНС, написав соответствующее заявление.
Подпись заявителя должна быть удостоверена нотариально. Вместе с заявлением в налоговую учредитель должен уведомить юрлицо (НКО) о том, что он выходит из ее состава.
Уведомление составляется в простой письменной форме.
Когда НКО принимает решение о введении в состав нового члена, необходимо оформить решение высшего органа управления или иной документ, фиксирующий подобное намерение со стороны всех участников НКО. Документы подаются только в Минюст, ФНС уведомлять не нужно.
Ответственность учредителей некоммерческой организации
Ст.
56 ГК РФ уточняет, что учредители не отвечают по обязательствам организаций, а организация не отвечает по обязательствам учредителей, так как юрлицо всегда имеет обособленное имущество (отделенное от имущества его учредителей) и отвечает по своим долгам только им. Однако законодатель вправе вводить исключения в нормативных актах, а также само предприятие в учредительных документах может указать на имеющиеся особенности.
Например, субсидиарная ответственность введена и для собственника учреждения.
Такое правило аргументируется тем, что имущество учреждения не находится в его собственности, а только закрепляется за ним на праве управления.
Учреждение может отвечать по своим обязательствам только в рамках имеющихся на его счетах денежных средств. При их недостаточности субсидиарно подключается собственник имущества (ст. 123.21 ГК РФ).
Для справки: если НКО была ликвидирована в принудительном порядке на основании решения суда, обязанности, связанные с осуществлением процедуры ликвидации, могут быть возложены на учредителей.
Что касается уголовной, гражданско-правовой, налоговой, уголовной, административной ответственности, то учредители организаций некоммерческой направленности несут ее в порядке, установленном законодательством.
На лицо, которое представляет интересы организации, возлагается обязанность управлять НКО добросовестно и разумно, с учетом положений закона, не допуская причинения убытков своими действиями. В противном случае его учредители вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении убытков, которые были нанесены недобросовестными действиями или бездействием.
***
Таким образом, учредители некоммерческих организаций наделяются соответствующими правами и обязанностями только с момента государственной регистрации организации.
Что касается ответственности, то для ассоциаций и учреждений вводится субсидиарная форма ответственности (т. е.
привлекаются НКО и учредитель), учредители организаций остальных форм по обязательствам предприятий не отвечают, если иное не установлено учредительными документами.
Учредители и устав общественной организации
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Юр. лица » Учредители и устав общественной организации
Учредители общественных организаций автоматически обретают статус их членов, а также соответствующий ему комплекс прав и обязательств.
Содержание
Пик развития общественных движений и организаций припал не советский период. Эпоха коллективизма ознаменовалась возложением на общественные организации несвойственных им функций.
Зачастую они брали на поруки правонарушителей, создавали товарищеские суды. В условиях рыночной экономики удельный вес общественных организаций среди юридических лиц всех организационных форм сократился. Масштабы их деятельности уменьшились.
Однако значение некоммерческих структур для развития гражданского общества нельзя приуменьшать.
Непосредственное отношение к правовому статусу общественных организаций имеют ст.13 и 30 Основного закона РФ. Эти конституционные положения закрепляют идеологическое и политическое многообразие, права частных лиц на добровольное объединение для реализации правомерных целей без получения предварительного согласия субъектов властных полномочий.
Правовое регулирование статуса общественных организаций
Понятие «общественная организация» не претерпело значимых изменений с советских времен. Ими признаются добровольные неправительственные объединения физлиц на основании общих интересов для достижения совместных целей.
Согласно определению ст.8 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация – это основанное на обязательном фиксированном членстве общественное объединение.
Согласно ст.123.4 ГК целями ее учреждения могут быть:
- удовлетворение нематериальных (в том числе – духовных) потребностей;
- представление и защита интересов членов перед третьими лицами;
- внесение лепты в развитие образования, медицины, охраны природы и т. п.
Выявлению значимых характеристик общественных организации способствует определение их места в системе юридических лиц.
В рамках гл.4 Гражданского кодекса общественные организации отнесены к некоммерческим.
Но есть оговорка: такая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность при одновременном соблюдении следующих условий:
- возможность реализации предпринимательской деятельности предусмотрена уставом (если устав положений такого рода не содержит, необходимо внесение изменений);
- она не противоречит некоммерческим уставным целям организации, а служит их достижению;
- общественная организация располагает достаточными активами рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала ООО.
Организационная форма общественной организации является базовой для некоммерческих структур других видов.
Так, ст.50 ГК содержит неисключительный перечень видов некоммерческих общественных организаций. Это:
- политические партии;
- профсоюзы, учрежденные в форме юрлиц
- органы общественной самодеятельности;
- территориальные общественные самоуправления.
Общественные организации вправе объединятся в союзы. Относительно крупных компаний в России существует практика регистрации в качестве самостоятельных юридических лиц не только головной (материнской) организации, но и ее территориальных органов.
Общественные организации могут преобразовываться в автономные некоммерческие организации или фонды. Для этого требуется внесение изменений в устав (ст.123.4 ГК)
Требования к учредителям общественной организации, их статус и количество
Ключевыми особенностями общественных организаций признаются: фиксированное членство; обязательная выдача членских билетов; уплата членских взносов как ключевого источника формирования финансово-материальной базы деятельности. Именно по признаку обязательного членства общественная организация отличается от некоммерческих структур иных организационных форм, например – общественных движений.
Учредители общественных организаций автоматически обретают статус их членов, а также соответствующий ему комплекс прав и обязательств (абз.9 ст.19 82-ФЗ). Лица, заинтересованные во вступлении в ряды членов организации, подают письменное заявление.
Документ в обязательном порядке должен выражать:
- заинтересованность в деятельности организации;
- согласие с ее целями и предписаниями устава;
- готовность принять на себя ответственность на случай невыполнения правил организации.
Права членов общественных организаций:
- знать о ее деятельности;
- участвовать в управлении, инициировать внесение изменений в устав;
- избирать, быть избранным в руководящие, ревизионные, надзорные органы;
- оспаривать правомерность действий администрации;
- требовать возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями организации.
Перечень обязательств:
- уплачивать взносы (члены организации утрачивают право собственность на имущество и средства, переданные общественной организации для реализации уставной деятельности);
- участвовать в формировании активов организации способом, оговоренным уставом;
- воздерживаться от действий, могущих навредить организации, усложнить достижение ее целей;
- участвовать в принятии решений, без которых организация не может продолжить деятельность;
- нести ответственность за неправомерные действия в виде исключения из членов организации.
Количество учредителей общественной организации императивно определено ст.123 ГК на уровне трех лиц. Хотя рассматриваемые организации номинально являются объединениями граждан, ст.6 и 18 82-ФЗ допускает членство в организации юридических лиц, являющихся общественными объединениями. Все члены общественной организации будь то физические или юридические лица, равны в правах и обязанностях.
Перечень лиц, не могущих быть учредителями, членами, участниками общественного объединения
Действует императивный запрет на членство в общественной организации публичных образований и их органов: государства, госструктур, региональных властей, территориальной общины в лице муниципалитета (ст.19 82-ФЗ).
Исходя из содержания определения общественных объединений, их членами/участниками не могут быть коммерческие структуры и любые другие организации, не являющиеся общественными объединениями.
В отношении физических лиц действуют следующие правила:
- Возрастной ценз. По общему правилу составляет 18 лет. Учитывая разносторонний характер потенциальных видов деятельности общественных объединений это в целом правильно. Однако есть некоторые сомнения. Так, в порядке эмансипации гражданин может получить полный объем дееспособности до достижения 18-летия (ст.27 ГК). Почему полноценный, несущий полное бремя ответственности за свою жизнь член общества не может быть членом/участником общественного объединения, остается загадкой. Член/участник молодежной организации должен достигнуть хотя бы 14, детской – 8 лет. Стоит обратить внимание, что попущение сделано именно для членов/участников, но не для учредителей, что вполне логично. Госрегистрация молодежных и детских общественных объединений в ЕГРЮЛ производится при условии, что в руководящие органы полностью сформированы из дееспособных граждан (ст.21 82-ФЗ). Допустимость понижения планки возрастного ценза должна быть обусловлена специфическим статусом организации (детская или юношеская), отображенным в названии и уставе организации. На законодательном уровне специфика такого статуса не определена, в РФ действует 98-ФЗ «О господдержке молодежных и детских общественных объединений», но не об этих объединениях как таковых.
- Вопросы гражданства. Ст.19 82-ФЗ определила следующие правила: если иное не оговорено специальными нормативно-правовыми актами, учредителями и членами/участниками общественных объединений могут быть граждане РФ и иностранцы с легальным ПМЖ в РФ. Иностранцы, проживающие за пределами России, могут быть почетными членами общественного объединения без наделения их обычными правами и без возложения на них соответствующих обязательств. Согласно ст.23 95-ФЗ «О политических партиях» их членами могут быть только граждане.
- Дееспособность. Ст.19 82-ФЗ не оперирует таким понятием как дееспособность. И если в отношении членов/участников это, возможно, оправданно, то учредители и члены руководящих и надзорных органов очевидно должны обладать полной общегражданской дееспособностью. Видимо, такое упущение – следствие «застарелости» предписаний закона. 82-ФЗ был принят в 1995 году, а часть I ГК – только в 2001. Между тем, вопросы дееспособности могут быть регламентированы специальным законодательством. Так, согласно ст.23 95-ФЗ членом политической партии может быть только дееспособное физлицо.
Запрет на учреждение, членство/участие в деятельности общественных объединений действует в отношении:
- person non grata – иностранцев, пребывание которых в РФ нежелательно (МИД обнародует поименные перечни);
- лиц, упомянутых в списке, сформированном согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- общественных объединений, функционирование которых приостановлено по правилам 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
- лиц, в действиях которых выявлены признаки экстремисткой деятельности (устанавливается приговором суда);
- лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение преступления.
Устав общественной организации, требования к его содержанию
Устав общественной организации должен содержать сведения о:
- ее наименовании;
- юридическом адресе;
- территории, на которую распространяется деятельность организации (последние могут быть общероссийскими, региональными, местными);
- целях и предмете деятельности;
- членстве, участии;
- процедуре и основаниях обретения и утраты членства;
- составе, компетенции, сроке полномочий руководящих и ревизионных органов;
- порядке принятия решений;
- перечне вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством;
- о правах и обязательствах членов (отдельно описывается их ответственность);
- правах общественной организации и ее территориальных органов по управлению активами;
- процедуре внесения изменений в устав;
- порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.
Переоценить значимость устава общественной организации невозможно. Это ключевой документ для госрегистрации и функционирования юридического лица.
Правосубъектность организаций в России является специальной. Иными словами, общественные организации вправе предпринимать только те действия, возможность совершения которых оговорена их учредительными документами.
Если это актуально, в типовой устав общественной организации изначально нужно внести дополнительные сведения о:
- потенциально возможных видах деятельности, в том числе – связанных с получением прибыли;
- праве принимать/совершать пожертвования;
- возможностях и процедуре распоряжения имуществом;
- праве организации представлять своих членов в суде и компетентных органах;
- символике, если планируется ее использование.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Здравствуйте.
Согласно ФЗ об общественных организациях…..
При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
Вопрос: Если согласно устава член общ.организации не уплачивал членские взносы (и он же являлся учредителем общ.оганизации), его исключают из организации.
Имеет ли он права как и другие учредители, если в налоговую не были внесены изменения, как от самого бывшего-учредителя так и от председателя-руководителя?
Андрей28.12.2020 14:33
Добрый день!
По общему правилу изменение состава лиц, принявших решение о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации невозможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством, а именно пунктами 3 и 4 статьи 15 Закона № 7-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/202586aea62fb972c0756fc0c9745bef36e8eaa6/, в соответствии с которыми изменение сведений об учредителях с последующим изменений сведений о них в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) возможно в некоммерческих корпорациях, фондам и автономных некоммерческих организациях в двух случаях: -при добровольном выходе лица из состава учредителей некоммерческой организации; — при принятии в состав учредителей некоммерческой организации нового лица (лиц). Выход из состава учредителей осуществляется посредством представления, согласно п. 2.2 ст. 17 и ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в регистрирующий орган по месту нахождения организации заявления по форме № Р14001.
Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.Юридическая группа МИП — Москва№1 в рейтинге адвокатов России — top-advokats.ruКонсультации проводят адвокаты с 20 летним опытом в офисе, по скайпу или телефону
Телефон для записи +7 (499) 938-82-06
Максимова Людмила Сергеевна07.03.2021 09:38
Задать дополнительный вопрос
По заявлению вышла из членов общественной организации. Одновременно являюсь учредителем (участником). Заявления в регистрирующий орган о прекращении полномочий, как учредитель, не писала. Имею ли право истребовать финансовую и бухгалтерскую отчетность. Указать ссылки в нормативных актах.
Елена Григорьевна29.07.2020 20:49
Добрый день.
Согласно ст.19 Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ:
Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений. При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
Ссылка на закон http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/eeb3c618a1f52e25c73bf385355cc9f9c1fa2cbc/
Учитывая данное положение закона учредитель общественной организации теряет стаус члена общественной организации только после выхода из учредительского состава посредством подачи заявления в налоговую службу. До момента внесения изменений в ЕГРЮЛ вы считаетесь учредителем и членом общественной организации, обладаете всеми правами и обязанностями члена организации.
При возникновении сложностей рекомендую обратиться в офис к нашим специалистам.
Чашин Константин Викторович30.07.2020 12:21
Задать дополнительный вопрос
Добрый день. Может ли физ лицо войти в общественную нко в состав учредителей? Или же просто как член ?
Евгения14.08.2019 06:05
Евгения14.08.2019 09:26
Может, вы, сможете тогда объяснить, почему в юстиции говорят что в общественную организацию нельзя входить в состав учредителей, а выход из возможен? В каком законе это прописано?
Нельзя входить, потому что учредитель это тот, кто учреждает организацию, после того, как она уже была учреждена , стать учредителем физически невозможно)
А про выход:
Регистрация НКО (некоммерческой организации): все нюансы
НКО (некоммерческая организация) — это организация, которая не преследует цели извлечения максимальной прибыли из своей деятельности. Основные цели НКО — это реализация благотворительных, социокультурных и образовательных целей.
Такие организации выполняют важные социальные функции и являются необходимыми для общества, его развития и прогресса. При этом существует несколько разновидностей таких обществ, которые необходимо учитывать при регистрации НКО.
Об этом мы и поговорим далее.
Основные виды и формы НКО
В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:
- Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
- Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
- Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
- Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
- Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
- Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
- Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
- Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
- Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
- Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
- Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.
Кто может стать учредителем НКО?
Учредителями некоммерческих организаций могут быть:
- физические лица граждане РФ или юридические лица;
- иностранные граждане и лица без гражданства, которые законно находятся на территории РФ (кроме случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством).
Кто не может быть учредителем и участником НКО?
Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО следующим категориям юридических или физических лиц:
- Иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ.
- Физические и юридические лица, которые не соответствуют требованиям федеральных законов, определяющих положение, порядок создания, деятельности, организации и ликвидации НКО.
- Лица, включенные в перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем».
- Общественные и религиозные организации, действие которых приостановлено в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
- Физические лица, которые в судебном порядке осуждены за экстремистскую деятельности.
Регистрация НКО: пошаговая инструкция
На данный момент вопросами регистрации некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст и его территориальные отделения принимают решения о госрегистрации НКО, включая вопросы ее создания, реорганизации или ликвидации. Рассмотрим подробно процесс регистрации некоммерческих организаций.
Определение направления и целей работы
Производится подбор видов экономической деятельности в соответствии с законами РФ, целей, ради которых создается объединение. В отличие от коммерческих, НКО вправе заниматься не всеми видами деятельности, перечисленными в ОКВЭД.
Определение юридического адреса
По гражданскому законодательству регистрировать объединение нужно по месту нахождения его исполнительного органа. Работу НКО контролирует Минюст. Он может проверить юридический адрес. При обнаружении нарушений к организации могут применить санкции в виде штрафов, ограничений, обращения в суд для принудительной ликвидации.
Подготовка уставной документации
Уставные документы некоммерческой организации должны содержать следующие данные:
- полное наименование НКО;
- характер деятельности и ОПФ (нужно указать все виды деятельности, которыми собирается заниматься организация);
- юридический адрес организации;
- цель и задачи;
- особенности управленческой политики;
- права и обязанности учредителей и членов;
- данные о представительствах и филиалах (если они есть);
- правила приема и выхода из объединения;
- особенности изменения учредительной документации;
- регулирование вопросов собственности НКО.
Кроме того, должны быть учтены дополнительные требования закона № 7-ФЗ и ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.9 ГК РФ устав ассоциации (союза) должен содержать информацию об имущественных правах и обязанностях ее членов.
В учредительном договоре определяются обязательства учредителей в части действий по созданию НКО и формированию ее имущества и др. Минюст РФ проводит правовую экспертизу представленных учредительных документов на предмет соответствия законодательству РФ.
Подготовка заявления
Заявление должно быть составлено по форме РН0001. На бланке обязательно должны быть корректно указаны:
- личные данные заявителя;
- его контактные данные;
- место жительства.
Для подачи данное заявление следует нотариально заверить.
Оплата государственной пошлины за регистрацию НКО
По налоговому законодательству при регистрации НКО оплачивается пошлина. По законодательству предусмотрены следующий порядок и размер взимания госпошлины:
Размеры госпошлины за регистрацию НКО
- Некоммерческие организации — 4000 рублей
- Политические партии и региональные отделения политических партий — 3500 рублей
- Общероссийский общественные организации инвалидов — 1400 рублей
- Внесение данных в госреестр саморегулируемых организаций — 6500 рублей
Перечень необходимых документов
Для последующей подачи в регистрирующий орган нужно подготовить следующий набор необходимых бумаг:
- учредительную документацию – Устав, учредительный договор в 3 экземплярах
- решение о создании НКО – протокол собрания учредителей или единоличное решение (если учредитель один), потребуется 2 экземпляра
- паспортные данные учредителей – 2 шт.
- данные о территориальной принадлежности организации, подтвержденные договором аренды, гарантийным письмом, свидетельством о праве собственности на недвижимость и т.п.
- квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (оригинал и копия)
- заверенное заявление о государственной регистрации НКО (по форме РН0001) – 2 экземпляра, оба с собственноручной подписью того же лица, чьи данные значатся в квитанции госпошлины.
Подача документов и следующие шаги
Последующие шаги выглядят так:
- Представление документов в Минюст. Полный перечень нужных бумаг приведен в Законе. Если решение о регистрации положительное, новоиспеченная НКО Федеральной налоговой службой вносится в ЕГРЮЛ. На это потребуется срок около 7 рабочих дней. После внесения необходимых сведений ФНС пересылает информацию о завершении регистрации в соответствующий территориальный орган Минюста.
- Получение свидетельства.
- Получение кодов статистики. Обратиться в Росстат может учредитель или его представитель по нотариально заверенной доверенности. Нужно представить свидетельство, выписку из ЕГРЮЛ и написать соответствующее заявление.
- Учет в фондах. НКО обязана встать на учет в пенсионном, медицинском фондах и соцстрахе.
- Изготовление печати.
- Открытие счета. Объединение подбирает банк и открывает в нем расчетный счет. Он потребуется для осуществления безналичных расчетов.
Сроки принятия решения
- Согласно практике, сроки регистрации НКО в Минюсте составляют не более 30 рабочих дней.
- Если все документы в порядке и причины для отказа в регистрации НКО отсутствуют, Минюст или его территориальное отделение принимает финальное решение не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения пакета документов.
- После этого сведения и документы направляются в Федеральную налоговую службу (ФНС) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
- На основании полученных данных в течение 5 рабочих дней сведения о новом НКО вносятся в реестр, и не позднее следующего рабочего дня ФНС сообщает об этом в Минюст, который в свою очередь не позднее трех рабочих дней выдает заявителю свидетельство о госрегистрации его некоммерческой организации.
Отказ в регистрации НКО
Причины отказа
Самые распространенные причины, по которым может быть отказано в регистрации НКО:
- учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации
- ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием
- наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан
- необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган
- если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с федеральным законом
- в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.
Решение об отказе оформляется письменно с разъяснением причин и в течение 3 дней передается заявителю.
Что делать в случае отказа
В случае если получен отказ в регистрации некоммерческой организации, у учредителя НКО есть выбор: согласиться с принятым решением или добиваться его изменения.
Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не запрещает повторно подавать документы для госрегистрации при условии, что устранены основания, вызвавшие отказ. Повторная подача заявления о государственной регистрации некоммерческой организации и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ «О некоммерческих организациях».
Особенности регистрации АНО (автономной некоммерческой организации)
При подготовке к регистрации АНО нужно учитывать следующие особенности:
- Ограничения по числу учредителей отсутствуют как в законе № 7-ФЗ, так и в ГК РФ. Соответственно, минимум — 1 учредитель (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Сведения о нем вносятся в ЕГРЮЛ. Если учредитель единственный, он принимает решение об учреждении АНО, при большей численности проводится собрание и готовится его протокол.
- Данная ОПФ является унитарной и членства не предусматривает, однако учредители сохраняют свой статус на протяжении всего существования АНО и осуществляют управление ею (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ). Состав учредителей может быть изменен на любом этапе существования АНО (пп. 1, 6 ст. 123.24 ГК РФ).
- Учредительным документом АНО является устав. В нем должны быть перечислены наименование АНО, направления работы, порядок образования и компетенция органов и др. (п. 2 ст. 123.24 ГК РФ).
- Высшим органом управления АНО является собрание учредителей. Обязательно формирование единоличного исполнительного органа. Кроме того, может быть образован коллегиальный исполнительный орган (ст. 123.25 ГК РФ).
Особенности перерегистрации некоммерческой организации
Данная процедура необходима для того, чтобы легализовать внесенные изменения путем их регистрации в налоговой. После этого они признаются действительными.
НКО необходимо перерегистрировать при смене срока полномочий руководства, названия, адреса, организационно-правовой формы, изменениях в учредительных бумагах, открытии филиалов. Процедура заключается во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
Для ее совершения нужно оплатить госпошлину в размере 20% от первоначальной. Порядок и сроки внесения изменений такие же, как при первичной регистрации объединения.
Регистрация изменений, которые не затрагивают Устав и учредительные бумаги госпошлиной не облагается. Например, переизбрание руководителя, изменения в составе участников или их паспортных данных.
Регистрация Фонда
Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.Наименование должно содержать ОПФ (АНО, Союз, Фонд, Ассоциация и пр.
), а также из названия должен усматриваться основной предмет деятельности /цель НКО. Также идет проверка на совпадение наименования, т.е. не должно быть полного совпадения с уже зарегистрированными НКО.
Подробнее о наименовании некоммерческой организации читайте здесьВАЖНО! В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
- 1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
- 2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- 3) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
- 4) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали
СПРАВОЧНО! Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.
Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям законодательства РФ, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
- Сведения об адресе места нахождения:
- — точное написание адреса с указанием индекса и конкретным помещением согласно данным Росреестра,
- — гарантийное письмо от собственника/владельца (образец гарантийного письма можно посмотреть здесь),
- — копию документов на право собственности/владения: свидетельства о собственности или выписка из ЕГРП.
СПРАВОЧНО! Допускается использовать в качестве адреса места нахождения — адрес лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (ЕИО – Директор, Президент), учредителя – подтвердив документами на право пользования в отношении объекта недвижимости или его части (постоянная прописка).
В случае, когда на домашний адрес зарегистрироваться нет возможности, по роду деятельности нет необходимости в аренде офиса, либо нет согласия собственника арендуемых помещений, мы можем оказать содействие в подборе вариантов адреса для регистрации вашей компании для чего необходимо сообщить предпочтения: какая налоговая и тип помещения: бизнес – центр, и пр.
- Цели и предмет деятельности.
Описать подробно основные цели и предмет деятельности Фонда.
Имейте ввиду, что Вы регистрируете некоммерческую организацию, соответственно и предмет деятельности должен быть общественно полезным и не может носить коммерческого характера, и любая деятельность организации должна быть направленна на достижение целей для которых она была создана. Перечень деятельности не может быть открытым, только конкретные виды, никаких «и других» не допускается.
Виды деятельности
Коды ОКВЭД. Как и предмет деятельности, коды должны носить некоммерческий характер, строго ограниченно количество кодов. Количество цифр в коде не менее 4-х цифр. Абстрактные коды, обобщающие широкий диапазон деятельности при регистрации не проходят.
Если учредители — Физические лица, то потребуются полные паспортные данные, номер ИНН, информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. СНИЛС в случае выпуска ЭЦП.
Если учредители — Юридические лица, потребуется номер ИНН/ОГРН, паспортные данные ЕИО (директора), информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. УКЭП/ЭЦП в случае электронной подачи.
Предоставьте информацию о том, кто из учредителей будет являться Заявителем – от чьего имени будет заверяться доверенность и заявление на регистрацию Фонда.
- Структура органов управления Фонда.
Опишите желаемую структуру и наименование органов управления (собрание, попечительский совет и т.п.) которые Вы планируете в Вашем Фонде.
- Единоличный исполнительный орган Фонда.
Данные на кандидатуру Единоличного исполнительного органа:
Наименование: Директор, Президент, Председатель и т.п. + копия паспорта и номер ИНН.
- Формирование органов управления Фонда.
Если персональный состав Органов управления будет формироваться сразу на учредительном собрании, то необходимо сообщить ФИО избираемых членов каждого органа управления.
- Предпринимательская деятельность в Фонде.
НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность, направленную на достижение основных целей, если это предусмотрено их уставами. Будет ли Ваш Фонд заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, если да, то необходимо сформировать имущество НКО в размере не менее 10000 (десяти тысяч) рублей, если имуществом, то необходима оценка независимого оценщика.
Поэтому от вас необходимы пояснения, включать ли в Устав данные положения и в каком размере и каким образом будет формироваться данное имущество.
В случае, если Фонд планирует осуществлять предпринимательскую деятельности, то необходимо определиться с выбором системы налогообложения (ОСНО, УСН 6%/15%).
- Будет ли Фонд иметь печать, если да, то вид печати, пожелания по эскизу и оснасткам для печати.
- Банк в котором желаете открыть счет.
- Контактный телефон, e-mail и телефон для гос. органов.